Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.05.2017

Особенности архитектурной инсталляции комплекса ратх Мамаллапурама

Общим местом в истории архитектуры Индии является утверждение, что т.н. ратхи Махабалипурама — первый пример ранней дравидийской архитектуры, представляющие миниатюрные модели не дошедших до нашего времени сооружений деревянного зодчества Южной Индии.  Монолитные святилища были высечены подобно скульптуре из цельного массива сглаженных морем скальных выступов в середине VII в. н.э. в правление Мамалла I Паллава. Избранное для сооружения храмов место имело важное стратегическое значение как портовый город, начиная с первых веков н.э. Основная архитектурная группа носит имена братьев Пандавов и их жены Драупади — героев Махабхараты, однако название это является более поздним, фольклорным переименованием. В настоящее время исследователи установили, кому были посвящены скальные храмы — основным почитаемым в то время божествам: Шиве и его супруге Парвати (Дурге), их сыну Сканде (другие его имена в данной местности — Муруган, Субрахманья), Вишну и Ганеше, указанием на что являются рельефные изображения храмов и скульптуры вахан (ездовых животных божеств) расположенные рядом.
В докладе будет рассмотрено почему комплекс ратх является не просто набором миниатюрных моделей святилищ, а особым типом скульптурно-архитектурной инсталляции, тесно связанной с антропоморфизмом индийской архитектуры и характерным мандалическим пространственным мышлением древних индийцев, наложенными на особенности иконометрии паллавского времени. Немалую роль сыграли особенности ландшафта местности, поэтому подобного типа комплексов в Индии больше нет, однако принцип инсталлирования, заимствованный у скульптурных религиозных композиций, ярко проявившийся в архитектуре Мамаллапурама является общим для индийской архитектуры и в той или иной мере прослеживается в других памятниках.