Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.05.2017

Позднеримские сполии в ранневизантийских церквях и раннеисламских мечетях Шило (Самария). Особенности местной архитектурной стилистики

В Шило (или Хирбет Сейлун), легендарном теле Самарии, где в период раннего железа хранился Ковчег Завета, — в ранневизантийскую эпоху были выстроены, по крайней мере, одна синагога и три крупные паломнические церкви (вероятно, память о ветхозаветной святыни еще не потеряла своей притягательности в позднеантичный период). Две из них — т.н. «северная» и «базиликальная» — встроены в позднеримский контекст города. Если библейские слои остаются изученными сравнительно неплохо (правда, место Ковчега Завета еще не найдено, что, безусловно, стимулирует дальнейшие раскопки), то римские, ранневизатийские и даже раннеисламские постройки требуют еще как археологических изысканий, так и искусствоведческого анализа. Развивая проблематику использования греко-римских сполий в церквях и синагогах, в данном докладе будет впервые представлен стилистический анализ позднеримских, с нашей точки зрения, архитектурных деталей, которые были использованы в «базиликальной» церкви, а также в наиболее странной постройке теля Шило — Джама ас-Ситтин (Jama’ as-Sittin), которую считают последовательно перестроенной римской башней, синагогой, церковью, но с точностью атрибутируется лишь раннеисламская мечеть (даже две). Уникальные капители и другие детали корреспондируются с остатками римского города конца III в., когда приток римских столичных влияний уже иссяк, а ранневизантийский еще даже не начинался. В подобных условиях окрепли местные мастерские и сформировались локальные ордерные каноны, которые повлияли на дальнейшее развитие искусства Самарии и не только.