Широко известна фраза Ле Корбюзье, описывающая идеал модернистской архитектуры: «дом – машина для жилья». Однако эта технократическая формула возникла в момент, когда взаимодействие архитектуры и машины уже имело свою историю. Дома для машин, в первую очередь, автомобильные гаражи, возникли прежде эстетики функционализма, и уже в 1900–1910-х гг. это были сложные по композиции и инженерно-техническому решению сооружения, рассчитанные на одновременное хранение нескольких десятков единиц автотранспорта.
Тем не менее, архитектура ранних гаражей относится к малоизученным областям. В настоящее время не существует монографического исследования по этой тематике. Имеющиеся публикации зарубежных специалистов носят характер каталогов и обзорных работ, охватывающих всю историю развития автомобильной инфраструктуры вплоть до современности, но ограниченных географией одной страны или даже региона.
Мы, используя материал Великобритании, Германии, Франции, США в период до 1914 г., постараемся проследить формирование новой архитектурной типологии, принципиальная новизна которой заключалась в том, что её «адресатом» становился не собственно человек, а машина, рассматриваемая как неотъемлемый атрибут человека ХХ столетия. При этом особенности становления и развития архитектуры автомобильного гаража в каждой из стран были довольно существенными, превращая в отдельную исследовательскую проблему анализ этих особенностей в свете влияния местных социокультурных и экономических факторов.
|