К середине 1930-х гг., несмотря на существование различных художественных объединений и эстетических концепций, искусство фашистского режима начало приобретать некие определенные стилистические характеристики. Тенденция к созданию единого стиля проявилась, прежде всего, в архитектуре. Именно этой сфере Б.Муссолини уделял наибольшее внимание, так как, по его мнению, «среди всех искусств архитектура занимает главенствующее положение, ибо включает в себя всё».
В задачи архитекторов режима входило создание стиля:
- вневременного, вечного и при этом хранящего память о величии Древнего Рима и эпохи Ренессанса;
- унифицирующего столь различные по культуре и архитектурным традициям города Севера, Юга и Центра Италии;
- функционального и применимого как для зданий общественного назначения, так и для жилых кварталов и выставочных павильонов;
- стиля, отражающего дух и мощь империи.
Различные пути решения этих задач предложили сторонниками модернизма, последователями Ле Корбюзье (А. Либера, Дж. Терраньи и др.) и приверженцы классической школы, опиравшимися на традиции (Дж.Муцио, Дж.Понти, А.Бразини). Создание единого стиля в архитектуре осложнялась проблемой вписывания монументальных построек в плотную городскую застройку и нередко требовала радикальных решений (вплоть до разрушения исторических кварталов и памятников). Вопрос о возможности и способах реализации поставленных задач предполагается рассмотреть на примере проектов архитектора Марио Пьячентини (его наиболее известные постройки: комплекс зданий Римского университета «Ла Сапиенца», незавершенный выставочный комплекс «ЕUR42»). Почему, несмотря на обширное строительство и активную деятельность архитекторов различных школ, именно выработанный Пьячентини стиль стал позднее ассоциироваться с архитектурой эпохи фашизма? Особенности этого стиля - монументальность, геометричность форм, повторяемость ритмов, сочетание характерных черт античных и ренессансных построек с видимой стилевой близостью к приемам рационализма
|