Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.06.2016

Шарль Блан и Жюльен Гваде: Риторика и герменевтика композиции, рисунка и цвета

Рассмотрение двух трактатов второй половины XIX столетия – «Грамматика искусства рисунка. Архитектура, скульптура, живопись» (Grammaire des arts du dessin. Architecture, sculpture, peinture) (1876) Шарля Блана (Charles Blanc) и «Елементы и теория архитектуры» (Éléments et théorie de l'architecture) (1901) Жюльена Гваде (Julien Guadet) – как двух теоретических оснований курсов визуальных искусств и архитектуры в L’École des Beaux-Arts, и развития академической традиции в искусстве и архитектуре в целом, способствует выявлению определяющей роли композиции (Блан, Гваде), рисунка и цвета в их взаимосвязи (Блан), как в образовательных программах, так и в художественной и архитектурной практике академизма. Наряду с очевидным и общепризнанным влиянием этих идей и положений на дальнейшее развитие искусства и архитектуры – от Salon de refusés до авангарда начала XX столетия, модернизма и современного минимализма – выявляются внутренне им присущие инструменты, обеспечивающие ассимиляцию идей в процессе развития и взаимодействия предшествующей традиции и необходимых, провоцируемых историческим, культурным, техническим и научным развитием инноваций. Два инструмента – риторика и герменевтика – в их единстве и взаимопроникновении не только определяют, часто непреднамеренно, внутреннее структурное построение и смысловое содержание двух теорий, но и сами по себе становятся средствами исторического описания и теоретического осмысления искусства и архитектуры, во многом определяющими инструментальные приемы создания художественных и архитектурных произведений.