Город Феррара вошел в современное историческое знание как первый европейский город, созданный, начиная с 1492 года, по единому градоустроительному замыслу итальянским архитектором Бьяджо Россетти (Biagio Rossetti). Концепция города строилась в соответствии со стремлением к обретению качеств «идеального города» в возрожденческом миропонимании. Ориентированный на регулярность структуры план новой, вдвое увеличиваемой территории города, был призван, с одной стороны, с тщанием сохранять сложившуюся средневековую структуру и застройку, а, с другой – развивать и закреплять во вновь переосмысленном устройстве города ценности диалога цивилизации и культуры, характерного для эпохи Возрождения.
В историю вошел «канонический» план Феррары, зафиксированный на карте 1600 года. В самом городе в наши дни можно встретить (в том числе, и на многочисленных уличных стендах) другую карту – схему, раскрывающую растянувшийся на века подлинно исторический процесс становления Феррары как образца «идеального города». Опираясь на этот план, удается рассмотреть несколько «слоев» соответствия устройства города его вошедшему в историю образу.
Следуя закономерностям «архитектоники Большого времени» (М.М. Бахтин) и памятуя о роли возрожденческого миропонимания в первой трети XХ века в отечественном мировостриятии («Возрождение – единственный закон творчества». Н.М. Бахтин, 1926), в докладе будут показаны некоторые из этих слоев:
- о роли схемы – образа «идеального города» в истории градоустройства (от плана Феррары до «параболы Ладовского»);
- город как порождение диалога цивилизации и культуры. Город-коммуна в эпоху Возрождения и в эпоху отечественного авангарда;
- градостроительство и градоустройство. Взаимоотношение этих понятий, вновь начиная с Я. Буркхардта (1818-1897) и А.Д. Тойнби (1889-1975).
|