Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

11.06.2016

Мосты Японии: между архитектурой и поэзией

С давних времен мосты исполняли ведущую роль в социальной и политической жизни городов Японии, к тому же, средневековые мосты Японии отличались уникальной техникой строительства и неординарными конструктивными решениями. В Японии можно найти почти все известные типы мостов: цепные и арочные, понтонные и лодочные, вантовые и разводные, деревянные, каменные и металлические. Но их главное отличие – смысловое. Мосты могут выполнять символическую функцию. Например, мост Сэто-Охаси, соединяющий два острова Хонсю и Сикоку, за свои выдающиеся конструктивные характеристики считается символом страны. Отметка на мосту Нихомбаси на протяжении нескольких веков принимается за географический центр Японии.

Ни один другой мост в мире не вписан так естественно и непринужденно в окружающую природу как мост японский. Отсюда вытекает и одна из важнейших функций мостов Японии – использование принципа режиссуры для создания у пешехода необходимых зрительных образов. Например, мост «Жемчужная нитка Амакуса» представляет собой цепочку из пяти мостов с грамотно просчитанной траекторий расположения всех звеньев для создания условий, позволяющих со всех сторон охватить взглядом бесконечную красоту окружающей природы. Мосты в Японии создаются с целью не только сокращения расстояния, но и его удлинения, если это необходимо для достижения нужного эффекта. Например, мост Кинтай, ведущий к средневековому замку Ивакуни имеет конструкцию, сильно удлиняющую расстояние, которое нужно пройти. Кроме того, путь по этому мосту становится не только более долгим, но и более сложным для достижения главной цели – отрешения от обыденных проблем и подготовки к созерцанию.

В докладе будет рассмотрены мосты Японии с древности до середины ХХ века, которые расширяют границы своего содержания как художественного произведения и вбирают в себя наряду с конструктивными, эстетические, психологические и социальные аспекты.