Широкое распространение в исламской архитектуре Х-первой половины XIV в. получили башенные мавзолеи, локализованные в основном в Анатолии, Закавказье, Южном Прикаспии и Хорасане. В сельджукский период они обрели завершенную структурную композицию и превратились в устойчивый архитектурный тип. Среди его поздних воплощений – мавзолей в селе Аргаванд близ Еревана. Это двенадцатигранное в плане сооружение с двойной оболочкой перекрытия и склепом. Внешняя оболочка давно утрачена. По высоте мавзолей делится на три части. Две нижние сложены из плотного красного туфа. Средняя увенчана эпиграфическим фризом. Пояс с надписью содержит дату завершения строительства (1413 г.), имена донатора (Пир-Хусейн), усопшего (Эмир Саад, отец Пир-Хусейна), а также правителя государства Гарагоюнлы (Пир-Будаг-хан) и его отца, бывшего в тот период регентом (Гара Юсуф). Выше находится призматический барабан из жженого кирпича. Сохранилась нижняя часть черновой кладки внешней оболочки, центральный столб и радиально расположенные подпорные стенки, воспринимавшие нагрузку покрытия. О его облицовке можно судить по множеству голубых глазурованных кирпичей, собранных на земле. Но форма его стала предметом дискуссии в ходе обсуждения проекта реставрации памятника в 2014 г.
Среди рисунков французского художника Грело, побывавшего в Ереване вместе с путешественником Шарденом во второй половине XVII в., есть изображение некой «эриванской башни». Несомненно, это башенный мавзолей, но он имеет мало общего с аргавандским. Сооружений такого типа на некрополях Араратской долины было несколько, какая-то часть их разрушились через 7 лет после визита французов, во время землетрясения 1679 г. Купол, изображенный Грело в виде каменного полушария, не находит аналогов ни в армянской, ни в тюркской архитектуре. Натурное обследование кирпичной части мавзолея в Аргаваде, а также анализ его фотографий середины ХХ в., когда сохранность кладки верхних рядов была лучше нынешней, ясно указывают на шатровую конструкцию. Былое существование пирамиды - не только документированный факт. Оно соответствует морфологии усыпальниц северных районов Ирана и марага-нахичеванского круга памятников, а также укладывается в тезис о том, что шатровые покрытия в мусульманском зодчестве средневековья – один из важных типологических признаков исключительно мемориальных сооружений.
|