Храм Учайяк на востоке Малой Азии получил свое название от сохранившихся трех стен (в пер. с турецкого «триножник»). Храм представляет из себя две церкви, объединенные между собой одной стеной и общим нартексом.
Турецкий ученый С. Эйдже, проводивший раскопки Учайяка, на основе анализа композиции предложил датировать его X – нач. XII вв. Сербская исследовательница М. Михалевич уделяет большое внимание стилистическим особенностям и датирует храм второй половиной XI в. В исследовании А.А. Липатова отмечаются особенности строительной техники этого храма, построенного полностью из плинфы, что имеет лишь редкие аналогии в зодчестве Константинополя – Мерилейон ок. 920 г. Кирпичная кладка Учайяка имитирует кладку с утопленным рядом, известную по храмам Эски Имарет джами и Килисе джами XI вв.
Основное внимание в докладе будет уделено архитектурному анализу этого малоизученного памятника. Обе церкви Учайяка имеют квадратный снаружи план, а изнутри представляют собой крестово-купольную структуру, известную по столичным образцам, например, храму Гюль Джами кон. XI - нач. XII в. и кафоликону монастыря Хора XII в. В то же время, в Учайяке отсутствуют некоторые черты константинопольской архитектурной школы, такие как сплошные карнизы, расчленяющие внутренние стены на три уровня и свойственные константинопольской архитектурной школе. Памятник совмещает в себе и закавказские черты, которые выражены в трехуступчатом построении подкупольных арок, типичных для этого региона (армянские храмы конца X – XI в. свв. Павла и Петра в Татеве, свв. Апостолов в Карсе и Аствацацин в Санаи¬не; грузинский собор в Алавер¬ди XI в.; византийская церковь Панагия Хрисокефалос в Трапезунде; церкви Абхазии в Мокви и Лыхны, обе X в.).
Стиль церкви Учайяк утонченный, характеризуется обильным оформлением фасадов уступчатыми нишами. Уникальной особенностью экстерьера Учайяка, является удлиненность второго яруса, оформленного нишами, который сильно вытянут и значительно превышает по высоте нижний и верхний ряды.
Все эти особенности позволяют предположить, что Учайяк построен в конце X или XI в. Зодчий храма, скорее всего, был представителем местной каппадокийской традиции, а заказчик сыграл решающую роль в ориентации строительства на столичные памятники.
Датировку храма уточняет лапидарная надпись 979-980 гг. из грузинского монастыря Зарзма, в которой упоминается название места сражения победоносной императорской армии с мятежником Вардой Склиром, где позднее был построен Учайяк. Это позволяет предполагать мемориальное назначение храма, который мог быть возведен в период с конца X в. и до 1060-х гг., когда миграция огузских племен сельджуков в Малую Азию стала неконтролируемой и мешала церковному строительству.
|