Завершение Kunstgeschichte? Внутренняя организация храмовой топики индоиранского региона
Мы присоединяемся к известным немецким и французским теоретикам и историкам искусства – Белтингу, Диди-Уберману, которые говорят о конце истории искусства: das Ende der Kunstgeschichte (H. Belting, The End of the History of Art? London, 1987, University of Chicago Press, 1987, P. 3-4; также см.: Georges Didi-Huberman, Confronting Images: Questioning The Ends of a Certain History of Art. Pennsylvania, The Pennsylvania State University, 2004). Немецкое слово Kunstgeschichte, как отмечает Белтинг, двусмысленно, оно обозначает как собственно историю искусства, так и научное изучение этой истории. Научное изучение истории искусства подошло к своему концу – справедливо поясняет автор. К такому ходу рассуждений привели не только пояснения художников второй половины XX в. о конце искусства, но и собственно исчерпанность всевозможных «историй искусства». Необходимо от горизонтального вектора изучения, наконец, перейти к вскрытию глубинных страт восприятия искусства, что и начала делать в свое время венская школа истории и теории искусства.