Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

13.06.2015

Тема ротонды в армянской архитектуре и преобразование типологии в эпоху Багратидов

Круглые в плане храмы появились в армянской архитектуре благодаря творческим новациям католикоса Нерсеса Строителя в середине VII в. Некоторые компактные композиции поликонхов и даже тетраконхов той эпохи были близки к ротондам, но в целом эта тема не являлась определяющей в типологии. Возрождением ротонд следует считать рубеж X–XI вв., когда по образцу Звартноца возводится храм Гагикашен в Ани, и в том же городе и окрестных монастырях появляются тетраконхи и поликонхи с многогранным (цилиндрическим) основным объемом. Исследование ряда построек, в особенности церкви Спасителя в Ани (1035/6) обнаруживает трансформацию представлений мастеров о давно знакомой типологии. На первый план выдвигается идея создания ротонды, круглого сооружения, тогда как традиционно первостепенная концепция внутренней композиции становится, как будто вторичной, и пространство интерьера переформируется под основную идею ротонды. Одновременно преобразуются и другие композиции, в которых внутреннее пространство снаружи обобщается компактной прямоугольной формой. Для этого периода расцвета анийской школы зодчества типологию следовало бы представлять не от обычного для армянской и восточнохристианской архитектуры хода, а имея на первом уровне признаки внешней формы и разделяя все храмы на прямоугольные и круглые. В докладе предлагается усматривать сочетание таких построек в застройке города Ани и ансамблях монастырей в качестве свидетельства обращения заказчиков и зодчих к античному градостроительному наследию.