Характерной особенностью индийской архитектуры является изобразительность всех ее членений. Скульптурность элементов хорошо решает проблему перехода от одной архитектурной формы к другой изменением композиции, позы фигуры, даже жеста и т.д., но самое главное – сообщает ритуально обусловленное значение форме. Один из элементов опорных конструкций древнеиндийского пещерного храма имеет форму обыкновенного «пузатенького» деревенского керамического горшка с характерным валиком. Появившись в раннебуддийских пещерных чайтьях, ghața переходит затем в монастырские сооружения – вихары, становится важным элементом столбов также в индуистской архитектуре колонных залов мандап, а также джайнской святилищ.
В докладе будет рассматриваться эволюция архитектурной формы ghața от ранних к поздним пещерным храмам. Также будет уделено внимание смысловой нагрузке элемента – семантике формы и ее значению в архитектуре пещерных храмов разных конфессий.
|