Особенности церковного строительства в Абхазии связаны с развитием христианской архитектуры в понтийско-малоазийском пространстве Восточной Римской империи. Культовое строительство в Абхазии началось в константиновскую эпоху, когда в римском прибрежном городе Питиус (Питиунт) появился первый епископский центр и был построен кафедрал Стратофила, участника Первого вселенского собора в 325 г. в Никее. В средневизантийскую эпоху строительство в Восточном Причерноморье было тесно связано с развитием церковной организации: утверждением новых епископских кафедр в контексте политики царей Абхазского царства (конец VIII – конец X вв.). В северной зоне региона кафедры подчинялись константинопольскому патриархату. Эта новая церковная система отличалась исторической устойчивостью. Большинство купольных церквей, построенных в епархиальных и других значимых центрах, отличаются своими размерами и архитектурными достоинствами. Речь идет о храмах в Бедиа, Мокве, Анакопии (совр. Новый афон), Мсыгхуа, Лыхны, Бзыби, Алахадзы, Пицунде. На протяжении средневековья продолжает функционировать церковь в с. Дранда, построенная в ранневизантийский период. Церкви этого типа известны в прилегающей к совр. Абхазии юго-восточной части Краснодарского края, которая составляла часть архиепископства Абазгия: в Лоо и в с. Веселом, эта последняя открыта недавно. Далее к северо-западу, на территории соседней епархии Зихия, раскопками Б. А. Рыбакова открыты остатки церкви в Таматархе (Тьмутаракани). Большинство из этих сооружений обладают общими характеристиками: удлиненный план, часто за счет нартекса, три выступающие апсиды, «сложный» тип святилища, наличие притворов с трех сторон, кроме восточной, использование местного камня в кладке стен и кирпича – в сводах (исключение – большой пицундский храм), и почти полное отсутствие скульптурного декора на наружных фасадах. В некоторых случаях состояние изучения памятников позволяет судить о характере ансамбля церковь-жилой комплекс: Лыхны, Бедия, и благодаря недавним раскопкам – Пицунда. Что касается хронологии, известны летописные даты двух крупных церквей в исторически важных центрах, в Мокве и Бедия. Скорее всего, храм Пицунды можно связать с комплексом византийских письменных источников, касающихся Сотериуполиса-Сотерополиса и отнести к началу X в.
Отдельного рассмотрения заслуживают однонефные церкви, которые отличаются многочисленностью, разнообразием функций и плановых решений, нередко – богатым скульптурным декором.
|