Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.05.2014

Центрально-азиатская архитектурная фотография: Отображение завоеваний (1865-1920)

«...Область, подлежащая фотографической фиксации, почти так же широка и неограничена, как и область художника. При этом у фотографа будет еще преимущество скорой работы и фиксации тем, последнему совершенно недоступных, ... материал, доставленный фотографом, будет иметь все преимущества документальности, беспристрастного и точного протокола...»
(С.М. Дудин)

 
Приведенная выше цитата принадлежит одному из малоизвестных учеников Ильи Репина в Петербургской Академии Художеств, Самуилy Мaртыновичy Дудинy (1863-1929). Испробовав множество профессий, научных забав (как он сам называл в шутку свои труды) и художественных затей, Дудин кочевал в степях, пустынях и по горным тропам Кавказа и Средней Азии. Сегодня он известен нам как один из наиболее востребованных этнографов-самоучек своего времени, меньше как фотограф, и практически неизвестен как архитектурный фотограф – редкая доля того времени. Архитектура была для него сродни живому воплощению фантазии среднеазиатских мастеров.

Дудин не вошел в скромный круг создателей знаменитого на весь мир Туркестанского Альбома, который положил начало архитектурной и этнографической летописи новой русской колонии, «жемчужины Русской Империи» по выражению одного из приближенных двора Александра-Завоевателя. Тем не менее, он стал одним из первых фото-летописцев политических перепетий того времени, этнографического быта и архитектурного прошлого Тyркестана, прославив Туркестанский край (и свое имя) именно первой профессиональной архитектурной съемкой во время первой рабочей поездки по Центральной Азии в качестве члена этнографической экспедиции В. Веселовского в 1879 г. В последующие годы велика была его роль как наиболее объективного этнографа-самоучки, зарисовавшего, снявшего, обмерившего каждый Самаркандский камень и Туркестанский кирпич, по его собственному выражению. Архитектурное наследие экспедиционного материала Дудина, хранящееся в отделе Центральной Азии и Кавказа Российского этнографического музея Санкт-Петербурга и в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, до сих пор оценивалось лишь с технической стороны. Однако его ранние описания, рисунки, обмеры и записные книжки открывают нам новую страницу архитектурной истории Туркестанского края периода Русского правления.

В докладе исследуются архитектурные аспекты творчества Самуила Дудина, сопоставляя его труды с этнографической и археологической частями Туркестанского Альбома первого генерал-губернатора Туркстанского Края Кoнстантина Петровича фон Кауфмана и менее известных фотографов этого сборника, а также архитекторов Ташкентской Сельскохозяйственной и промышленной Выставки 1889 г., в т.ч. Алексея Лаврентьевича Бенуа, сосланного в Ташкент по царскому указу несколькими годами ранее.