Ребристый стиль стал в 1920-30-е общемировым явлением. Воплощенный в архитектуре небоскребов США, он стал основой целой серии работ советских зодчих 1930-х годов, и именно в этом стиле был выбран итоговый вариант Дворца Советов Б.М. Иофана.
Композиция Дворца Советов была ответом широкому спектру зарубежной архитектуры и восходила, помимо американских небоскребов (и графики Х. Ферриса), к европейским проектам и постройкам 1910-20-х.
Именно ребристый стиль (ар-деко) позволял эффектно решить архитектуру Дворца Советов и превзойти нью-йоркские небоскребы их же средствами. Конкуренция в высоте требовала конкуренции в стиле.
Мощь и экспрессия проекта Иофана стали следствием обращения к удаленной во времени и пространстве архаической традиции.
И хотя башни 1920-30-х представляли собой абсолютную смену пластического языка, отказ от декора исторических стилей, в тоже время на уровне силуэта и тектоники связь архаического и средневекового наследия с ар-деко очевидна.
Таким образом, проектирование Дворца Советов в виде ребристого небоскреба стало ярчайшим доказательством развития в СССР собственной версии ар-деко, и Дворец Советов стал вершиной этого стиля.
|