Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.05.2013

Кривизна орнамента

Сила орнамента не просто преображает пространство (видимого из окна мира природы или тела сосуда), но и искривляет его, согласно выявленной геометрической мере. Понятие кривизны работает только по отношению к пространству, испытывающему воздействие силы образа или того, что не есть образ, но является некой силой событийного и, соответственно, психологического и эстетического преобразования пространства. «Строение пространства и есть кривизна его» – писал Флоренский. Орнамент, другими словами, не заполняет пустоты, а пролегающей формой красоты он искривляет пустотность пространства плоскости. Не надо думать, что занимаемая орнаментом плоскость, есть нечто пассивное и не ответчивое. Плоскость грезит об орнаменте, подобно тому, как красивая женщина мечтает об убранстве своего тела (макияж, прическа, драгоценности, платье), посредством чего ее красота удваивается, получает дополнительную силу. Орнамент и убранство женщин – два соразмерных образа, мерой которых и является пролегающий план красоты.