Проблема перестройки святилищ в храмы в позднеантичный период – популярное в европейской науке направление. Я предлагаю рассмотреть в данном ключе памятники Палестины. По историческим источникам нам известно о нескольких случаях насильственного захвата святилищ христианами (при Константине Великом, Аркадии, Феодосии II). О явлениях подобного же порядка свидетельствует археология (Иппос-Суссита, Дор, Кесария, Сепфорис). Однако, археология по большей части доказывает обратное: на общем фоне спокойного сосуществования святилищ и храмов вражда не кажется определяющей для взаимоотношений. Храмы, построенные на месте святилищ, были связаны с ними архитектурно: остатки прежних фундаментов, стен, стилобатов и скульптурного декора влияли на ориентацию, расположение и стиль храмов. Древние традиции местной архитектуры влияли на формирование регионального типа базилик. Но связь не ограничивается архитектурой: одни религиозные обычаи органично соединяются с другими. Например, в Доре на месте Асклепиона христиане построили храм целителям Косьме и Дамиану; в Кафедрале Герасы, построенном на месте святилища Диониса, в день памяти о браке в Кане Галилейской вода в фонтане превращалась в вино и т.д. Это сложное явление позднеантичного мира, которое в палестинском регионе носило особенно острый характер в силу почитания этих мест представителями сразу нескольких религий.
|