Архитектура XIX века как забота об общественном благе.
Торговый пассаж как один из символов крупного европейского города XIX в. и специфическая архитектурная задача. Типология торговых сооружений, их архитектура как союз коммерции, искусства и инженерии. Деталь фасада и образ целого: потребность в ретроспективном оправдании ультрасовременной функции. Зарубежные примеры – Берлингтон Аркейд в Лондоне (С. Уэа, 1819 г.), Галерея Вивьен (Ф.-Ж. Деланнуа, 1823 г.) и Галерея Кольбер (Бийо, 1823) в Париже, Центральные рынки Парижа (В. Бальтар, 1850-е гг.), Галерея Виктора Эммануила II в Милане (Дж. Менгони, 1870-е гг.); в России – Пассаж в Санкт-Петербурге (Р. Желязевич, 1840-е гг.), Александровский пассаж в Казани (В. Суслов, Н. Поздеев, Г. Руш, 1880-е гг.) и др. Верхние Торговые ряды в Москве как манифест русского капитализма. Роль градостроительного контекста. Фасады Померанцева как отражение противоречий между поисками самобытности и интеграцией в европейское культурное пространство.
Версия русского стиля, созданная Померанцевым, как аналог (своего рода «ответ») фешенебельной европейской архитектуре La Belle Epoque, основанной на эклектическом сочетании форм больших стилей Нового времени.
|