Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.05.2013

Синтез готических реминисценций с элементами индийской архитектуры в стиле Моголов в архитектуре Воронцовского дворца

Зарождение неоготики в русской и зарубежной архитектуре. Синтез готических реминисценций и мотивов ориентализма в архитектуре Крыма на первоначальном этапе эклектики: Азиатский павильон, дворец Л. А. Перовского в Меласе, проекты Г. И. Торичелли из фондов Алупкинского дворцово-паркового музея. Синтез культурных традиций Западной Европы (готические реминисценции) с элементами индийской архитектуры в стиле Моголов на примере Воронцовского дворца в Алупке. Зарождение «хинди» стиля в творчестве автора проекта дворца Эдварда Блора и других английских архитекторов: Георга Дэнса Младшего, Сэмюэля Пеписа Кокерелла, Хемфри Рептона, Джона Нэша. Использование стиля Моголов в усадебной архитектуре Великобритании: имение У. Хейстингса в Дейлсфорде(1788–1798) и усадьба Сезинкот, арх. Ч. Кокерелла в Глостершире (1804–1805). Влияние на архитектуру Алупкинского дворца ансамблей Сезинкота и Брайтона (Великобритания) с элементами индо-мусульманского зодчества. Важнейшая роль в популяризации индийской архитектуры принадлежала английским ландшафтным пейзажистам У. Ходжесу, Т. Дэнилл, У. Дэнилл, ставшим пионерами Индийского Возрождения у себя на родине. Анализ их творчества и учет интереса к индийской культуре в английском обществе помогли выявить ряд архитектурных и живописных образов, повлиявших на стилистический выбор Э. Блора при создании Воронцовского дворца.

Его архитектура оказала огромное влияние на другие постройки Южного берега Крыма и породила целый ряд подражаний. Особого внимания заслуживают проекты Г. И. Торичелли для церкви Св. Иоанна Златоуста в Ялте и для церкви в имении М. С. Воронцова в Мошнах. В обоих из них прослеживается синтез индо-мусульманских мотивов и неоготики. Эта же тенденция отражена в архитектуре дворца А.Н. Голицына в Гаспре, где к основному зданию была позднее пристроена домовая церковь Св. Троицы, увенчанная куполом в стиле Моголов (арх. Ф. Эльсон).