Сосуществование в архитектурной теории Германии конца ХVIII в. классицистического и романтического направлений вызвало широкую дискуссию о возможности использования в качестве «национальных» приемов средневекового зодчества или «архитектуры греков и римлян».
Изменение отношения к античности и средневековью, характерное для немецкого общества рубежа ХVIII-ХIХ веков, можно проследить на примере эстетической концепции И. В. фон Гёте (1749-1832 гг.). Поэт прожил долгую жизнь и в течение многих десятилетий уделял пристальное внимание вопросам архитектуры. Его взгляды на зодчество не сложились в профессиональную теорию, но отразили то внимание к проблемам архитектуры, которое было свойственно большинству выдающихся мыслителей эпохи.
В своем духовном становлении И.В. фон Гёте пережил несколько периодов, в которых изменялось его отношение к миру, задачам художественного творчества и, собственно, оценка произведений искусства. Рассматриваются анализ готики в работе «О немецком зодчестве» (1773 г.), роль теории и практики Палладио в становлении Гёте-классициста, анализируется статья «Зодчество» (1795 г.), впервые переведенная на русский язык автором доклада в 1997 г.
|