Продолжая ренессансно-классическую традицию использования естественной истории в объяснении архитектуры, неоклассическая эпоха, перенося действие законов природы и естественной эволюции на общественное развитие, связывает развитие архитектуры с историческим развитием общества.
Разработанная эпохой Просвещения система законов, выступающая посредником между физической природой и человеческой цивилизацией, определяющая и контролирующая культурно-историческое развитие в целом, становится основой для осознания идеи типа в архитектуре. Исторически, философски, художественно и методически осмысливая опыт предшествующих эпох, А.-К.Катрмер-де-Кенси предлагает в Encyclopédie méthodique (1788-1825 гг.) и в Dictionnaire historique d'architecture (1832) первое в истории архитектуры определение понятия типа. Очевидно опираясь на теории М.-А. Ложье в архитектуре и И. И. Винкельмана в искусстве, он рассматривает тип универсальной, синтетической категорией, с учетом характерной для эпохи трактовки антропологических, исторических и естественно-научных аспектов, и во взаимосвязи с такими понятиями, как имитация, конвенция, модель, характер. Тип трактуется одновременно инструментом создания архитектурного и художественного произведений, и дескриптивно-аналитическим средством историко-теоретического объяснения и изучения искусства и архитектуры.
|