Популярность оформления фасада аркатурным фризом или аркатурно-колончатым поясом в романской архитектуре Италии XI–XII вв. и владимиро-суздальской школы на Руси. Распространенное мнение о связи мотива с ломбардскими аркадами. Устойчивость этого мотива в композициях дворцовых фасадов и городских врат памятников как позднеримской (в восточных провинциях империи) и ранневизантийской, так и древнеиранской и раннеарабской архитектуры позволяет считать идею создания аркатурно-колончатого пояса предшествовавшей ломбардским галереям и неотъемлемой от триумфальной, дворцовой традиции.
Иранское бронзовое блюдо из Берлинского музея исламского искусства, относимое к VII в., представляет в среднем круге здание с 10-пролетной аркадой (аркатурой) по всей ширине верхнего яруса. Изображенное здание, как полагает В. Мерсманн, является астральным святилищем, а символизирующий солнце средний круг развит расходящейся от него аркадой. Это произведение позволяет предполагать древние и преимущественно восточные истоки идеи монументальной постройки с аркатурно-колончатым поясом над порталом. Распространение идеи на фасады христианских храмов можно связывать не только с миграцией средневековых мастеров и последовательным воспроизведением нравившегося заказчикам декора, но преимущественно с воплощением представления об идеальном храме. Аркатурный пояс мог служить разделительным фризом между условной земной и небесной иерархиями, поддерживая зону последней.
|