Яркая личность Рихарда Вагнера отразилась не только в музыке, но и в театральной архитектуре. Одна из ветвей театральной архитектуры ХХ века сформировалась под влиянием здания фестивального театра в Байрейте, который был создан по программе Вагнера архитекторами Готфридом Земпером и Отто Брюквальдом, спроектировавшими реализованный вариант и руководившими строительством. Это было первое здание в мире, созданное под исполнение произведений определенного единственного композитора.
Впоследствии в ХХ веке неоднократно театральные архитекторы в содружестве с режиссерами и музыкантами будут создавать оригинальные здания и проекты под определенную постановочную школу (Г.Пельциг и М.Рейнгардт, В.Гропиус и Э.Пискатор, М.Бархин, С.Вахтангов и В.Мейерхольд, Шарун и Г.Караян, Ф.Шехтель и К.Станиславский, В.Красильников с А.Великановым и Н.Сац и др.). Но это здание было первым из этого ряда и тем особенно интересно.
Оно интересно и тем, что работает вот уже около 140 лет без особых архитектурных реконструкций. Несмотря на ряд планировочных неудобств, сооружение в отдельных деталях до сих пор является предметом для подражания и использования технологических находок. Исторический интерес его неисчерпаем. Театр, запроектированный под непосредственным надзором композитора, имел существенные особенности: массив зрительских мест строился в форме трапеции с крутым амфитеатром со слегка изогнутыми ступенями рядов. Такой сектор, как бы вырезанный из античного амфитеатра, вписывался в прямоугольную конструкцию зала, форма которой была замаскирована выступающими из боковых стен поперечными разной длины декоративными пилонами с увеличением к сцене. По настоянию Вагнера оркестровая яма делалась непривычно большой глубины и имела ступенчатый пол в 5 уровнях, уходя глубоко под авансцену как продолжение ступенчатого амфитеатра. Оркестр от зрителей отделялся изогнутым козырьком, чтобы (по настоянию композитора) мелькающие белые манжеты дирижера и музыкантов не отвлекали от сценической романтики. При этом, предусматривался огромный состав оркестра – до 115 человек, для чего ширина оркестровой ямы была увеличена почти до 11 метров вместо обычных 5-6. Здесь впервые были сделаны глубокие карманы, предназначавшиеся вначале для хранения декораций. В театре фактически нет фойе. Вообще, Вагнер утверждал, что театр – это отнюдь не место отдыха и развлечения, а Храм Искусства, «прихожанам которого не следует расслабляться» и поэтому им не нужен излишний комфорт.
В 1874 году была закончена музыкальная драма «Гибель богов», завершившая труд Вагнера над «Кольцом нибелунга» а в августе 1876 года в новом театре был проведён первый летний вагнеровский фестиваль. В противовес скромной архитектуре театра, полностью подчиненной новым постановочным принципам, недалеко от него Вагнер выстроил для себя виллу "Wahnfried" с необычайной роскошью, где теперь находится вагнеровский музей. Это тоже было выражением архитектурного вкуса композитора.
|