Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.02.2013

Об иконе преподобного Сергия Радонежского в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь

стр. 87-88

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Почитание Сергия Радонежского, центром которого является Троице-Сергиева лавра, получило широкое распространение, в том числе на территории современной Беларуси. Его изображения зафиксированы в клеймах пяти старообрядческих четырехчастных икон ветковского региона. История православных церквей городского поселка Глуска Могилевской области также может свидетельствовать об этом. Известно, что с XVI века. в нем действовал Троицкий храм. В 1807 году он сгорел. К этому времени в городе находились Воскресенская и Богоявленская церкви. По сведениям иеромонаха Фёдора Кашенка в 1826 годк к приходу глусской Воскресенской церкви принадлежал кладбищенский храм в честь преподобного Сергия Радонежского, который был построен в 1813 году графом Львом Бочечкаровым. Не исключена возможность существования церкви, посвященной преподобному, и в более ранний период.
В 1982 году. из Глуски экспедицией Национального художественного музея Республики Беларусь была вывезена икона «Преподобный Сергий Радонежский» (РИ-64). Она имеет небольшие размеры: 31,5 × 26,5 × 3,3 см. Доска цельная с ковчегом. Шпонки врезные встречные. Икона реставрирована в музее в 2006 году А.С. Шпунтом.

В центре в орнаментальном обрамлении фронтальное изображение святого в рост с седыми волосами и окладистой бородой, в охристом хитоне, зеленом омофоре с красными крестами и черном гиматии. Правой рукой благославляет, в левой развернутый свиток. На свитке одна из вариаций текста завещания Сергия Радонежского: «Мало вы // братия возлюблен//ная терпi//те. Да прi//имемъ Бла//гая». Вверху - изображение Троицы Ветхозаветной. На красно-коричневом поземе - остроконечные побеги с шарообразными цветами. Поля с рельефным растительным орнаментом.

Как известно, иконография преподобного Сергия Радонежского начала складываться в русском искусстве вскоре после его смерти. Самая древняя икона конца XV века с погрудным изображением святого находится в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. В число храмовых образов, представляющих святого прямолично в рост, наряду с житийными (ранние образцы относятся к рубежу XV-XVI веков), входит икона, написанная в 1677 году Тихоном Федоровичем Штанниковым (Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник). Подобный иконографический вариант, нечасто встречающийся на предназначенных для домашнего моления образах небольшого размера, подобных иконе из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь, представлен произведениями XVI-XVII веков мастеров, связанных с Троице-Сергиевой лаврой. Изображение Троицы Ветхозаветной, располагающееся на минском образе над нимбом святого, встречается в качестве клейма на известной иконе Евстафия Головкина «Сергий Радонежский с житием» 1591 года. Присутствует оно также на житийной иконе из Ярославля середины XVII века. Как отдельное изображение, «Троица Ветхозаветная» располагается в верхней части упомянутой иконы Тихона Штанникова, что композиционно близко минскому образу.

Особенности изобразительного языка произведения позволяют связать его с русской иконописной школой. Свойственная ему декоративность и пластичность моделировки лика святого сближают его с памятниками конца XVII - начала XVIII века.

Об иконе преподобного Сергия Радонежского в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь
Об иконе преподобного Сергия Радонежского в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь