Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

13.02.2013

Деятельность иноземных художников в Москве в середине ХVII века

стр. 63-65

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

В документах Оружейной палаты, Иноземного, Посольского и иных приказов современники называли «иноземцами» не только немцев, шведов, датчан, поляков, но и выходцев с Украины, Белоруссии и Литвы – поляков, «южнорусов», черкасов-украинцев, «западнорусов», «литвинов», евреев, армян, – приехавших в Москву во второй половине ХVII века.

До настоящего времени дошли свидетельства о крещении в России художников-«иноземцев», в результате чего они получали русские имена и фамилии, тем не менее немалый массив документов, касающихся этого вопроса, пока еще не выявлен исследователями.

«Иноземные» мастера отличались от отечественных знанием особых новых в России техник (например, техники масляной живописи по холсту) и владением определенных приемов западноевропейской живописи. Эти художники принесли в русское искусство свои художественные традиции, особенности западноевропейских школ живописи.

Деятельность художников ХVII века, в том числе и «иноземных», была отражена в работах Е.С. Овчинниковой, Н.М. Молевой, В.А. Овсийчука, Л.С. Абецедарского, Л.И. Тананаевой, И.Л. Бусевой-Давыдовой и др.

Приезд «иноземных» художников в Россию сыграл большую роль в развитии станковой живописи, «парсунного письма». Так, в одной из своих работ искусствовед О.С. Евангулова поставила вопрос о необходимости обращения исследователей к «россике» переходного времени как к форме сотрудничества отечественного и иностранного искусства. Для решения этой проблемы необходимо в первую очередь свести воедино все известные на сегодняшний день факты о жизни и творчестве «иноземных» живописцев.

В начале ХVII столетия «иноземные» художники неоднократно приезжали в Россию, но, как правило, не задерживались в столице. В 1620-1630-е годы «иноземные» портретисты, рисовальщики появлялись в Москве эпизодически, на короткое время.

Определенной вехой в истории русской живописи ХVII века стал 1643 год, когда по указу царя Михаила Федоровича в штат Оружейной палаты на постоянную службу «жалованным живописцем» впервые приняли «иноземного» художника из Ругоды (Таллина) Иоганна Детерса (Детерсона). Русских живописцев тогда в Оружейной палате не было. И. Детерс, по словам И.Э. Грабаря, стал первым преподавателем живописи в Москве. В его учениках числились Ф. Степанов и И. Абрамов.

Предположительно именно И. Детерсону принадлежит «Портрет патриарха Никона с белым клобуком».
В 1655 году на место умершего И. Детерсона в Оружейную палату «живописцем» был взят другой «иноземный» художник – смоленский шляхтич поляк Станислав Антонович Лопуцкий (занимал эту должность до своей смерти в 1669 году). Он являлся и «ландкартных дел мастером» по составлению чертежей и планов. С. Лопуцкий занимался и украшением государственных знамен, так как знал технику письма масляными красками «по полотнам». Сохранилась его работа – Знамя Оружейной палаты (1664), выполненное масляными красками по «камке» (шелку). Художник-«иноземец» неоднократно писал портреты: «вновь по полотну» парсуну царя Алексея Михайловича (1657), в 1661 году – «с живства государеву персону». С. Лопуцкий хорошо был знаком и с новой в России техникой – золочением по «гулдфарбе» рельефной резьбы. В обучение к мастеру были направлены Д.Е. Золотарев, С. Швайлов, Г. Аристовский, И. Безмин.

С 1653 году в Оружейной палате появился и работал там примерно до 1681 года поляк шляхтич живописец Иван Мировский. Он являлся мастером «стенного письма».

С 1658 по 1666 год в иконописной мастерской Оружейной палаты работал «иноземец» – уроженец Афин грек Апостол Юрьев.

Большое количество «иноземных» мастеров-живописцев появилось в Оружейной палате после 1667 года, и этот год стал своеобразной вехой в развитии «живописного дела».