Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения
Среди старообрядческих икон конца XIX – начала XX века выделяется довольно большая группа произведений с изображением исцеления ангелом Иоанна огородника. В основном все эти памятники по своему происхождению и стилистическим признакам связаны с известным старообрядческим центром – Гуслицами. Композиции данных икон сходны в целом и в отдельных деталях, и представляется вероятным, что все они восходят к одному образцу. На популярность Иоанна огородника в регионе указывает и создание здесь иконографии его житийного образа.
На всех известных иконах Иоанн огородник изображен с нимбом и назван святым, а в некоторых случаях праведным, хотя в греческих и русских месяцесловах святого с таким именем и с таким жизнеописанием не встречается [1]. История Иоанна огородника включена в Пролог под 8 ноября как назидательный рассказ о неком муже, который по наущению дьявола стал собирать богатство для себя, вместо того, чтобы раздавать милостыню неимущим. Это Сказание входило в рукописные Прологи, а позже в первый русский печатный Пролог 1641 года [2], который признавали и использовали старообрядцы, а также и во все его последующие издания, в том числе напечатанные во второй половине XIX века в Московской Единоверческой типографии.
Иконный образ отличается повествовательностью; при его создании, художник пользовался приемами, характерными для книжной и лубочной графики. В Гуслицах, известном центре книжной культуры, в котором иконописцы нередко являлись оформителями книг и создателями настенных лубочных картин, такое взаимодействие и взаимовлияние представляется вполне вероятным. Книги и листы, содержащие иллюстрации с поучительными и назидательными сочинениями, в том числе и иллюстрации к отдельным Сказаниям из Пролога, здесь имели широкое хождение. Стилистика иконного изображения исцеления Иоанна огородника настолько близки книжной графике, что невольно возникает вопрос, не существовали ли рисованные картинки с подобным сюжетом, которые и были повторены в иконе. В рамках нашего предварительного сообщения ответить на этот вопрос мы не можем. В настоящее время такие изображения нам не известны, возможно, при дальнейшем изучении эта проблема будет решена.
Созданная здесь иконография нового святого Иоанна огородника, в силу актуальности для староверов мысли о «суетности земных стяжаний» получила известность и широкое распространение именно в Гуслицах, одном из духовных центров старообрядчества второй половины XIX века. Представляется вероятным, что именно из Гуслиц иконография Иоанна огородника попадает в другие старообрядческие центры, в частности, в Мстёру, что свидетельствует о важности для всех старообрядцев идеи о милосердии и благотворительности.
[1] - Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока. Т. II. М., 1876. [2] - Пролог, первая половина (сентябрь – февраль). М.: Печатный двор, 1641
|