Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.02.2013

Строительная артель Далматова монастыря и архитектура Сибири XVIII века

стр. 46-48

Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения

Далматов монастырь — второй по значимости после Тобольского кремля архитектурный ансамбль, возведенный за Уралом в XVIII веке. На этой стройке, длившейся более полувека, сформировалась собственная строительная артель. Как и в случае других артелей в русских регионах XVII–XVIII веков, ее мастера трудились не только в самом монастыре, но также брали подряды в других местах. Уникально то, что ни одна другая артель не работала так много вне основной стройки. В докладе впервые анализируются все постройки, документально либо стилистически связанные с работами далматовских каменщиков.

Строительство Далматова Успенского монастыря на реке Исеть в Зауралье вписывается в предпринятые Петром I масштабные мероприятия по строительству крепостей в основных сибирских городах, особенно в ее западной части. Одновременно с ним строятся кремли в Верхотурье (1698–1712) и Тобольске (1698–1717), соборы и гражданские здания в Тюмени (1700–1708), Енисейске (1709–1712), Иркутске (1702–1713) и др. Двухэтажный собор Далматова монастыря был построен в 1707–1720 годах артелью, состоявшей преимущественно из соликамских каменщиков, под руководством приехавшего из Верхотурья ярославца Ивана Борисова Сороки, затем местного подмастерья Якова Гордеева Смирных. Архитектура собора уникальна. Во-первых, нижний храм четырехстолпный, последний подобного типа на Урале и в Сибири. Во-вторых, нижний храм двусветный, что необычно: скорее всего, в Далматове первоначально планировалось возвести одноэтажный храм, а затем решение поменялось в процессе строительства. В-третьих, трапезной на втором этаже до 1771 года не было: между верхней церковью и колокольней находились деревянная паперть и гульбище: подобная композиция могла быть позаимствована из московской церкви Успения на Покровке (1696–1699, не сохранилась). Наконец, крещатое венчание на люкарнах (как в соборе в Верхотурье) уникально тем, что поставлено непосредственно на четверик, а люкарны вписаны во фронтоны (этот мотив мог быть задан оформлением ворот верхотурского кремля, ок. 1699–1703). Грандиозный комплекс монастырских стен возводился в 1713–1763 годых и так и не был завершен. Одновременно с ним строилась Никольская церковь в подмонастырской слободе (1754–1763). При определенном влиянии построек тобольской школы, храм повторял основные формы монастырского собора, причем не только пространственные (старомодные круглые апсиды и др.), но и декоративные: обрамления окон бусинами и насечкой, массивные нарышкинские наличники с коринфскими колонками, «жучковыми» фризами (четверик) и завитковыми очельями (придел), полуколонки, увенчанные пальметтами и др. Удивительная приверженность местной иконографической традиции проявилась и в самой поздней местной постройке – церкви  Рождества Иоанна Предтечи в селе Широковском (1784–1793). Небольшой храм, будучи построен примерно на 70 лет позже собора, в упрощенном и уменьшенном виде повторяет его узнаваемые формы, в первую очередь крещатое пятиглавие на люкарнах, фланикрованных волютами, а также нарышкинский декор.

В 1730-е годы темпы строительства в Далматове замедляются, что связано, вероятно, с распространением русской власти на юг и постепенной утратой монастырем оборонительных функций. Именно в это время фиксируется первая работа далматовской артели вне родного монастыря — Троицкий собор Кондинского монастыря Оби (1731–1758), построенный артелью Иакинфа Денисова Стафиева (Стахиева). Этот неисследованный памятник в декоре весьма близок далматовским постройкам, но по своей композиции вовсе не повторяет Успенский собор: в нем использована стандартная композиция восьмерик на четверике, уже опробованная в ряде соборов Сибири начала XVIII века (Верхотурье, Тюмень, Енисейск, Иркутск).

Регионом, где в наибольшей степени проявилось влияние далматовской артели, был Енисей. В его центре, Енисейске, артель Иакинфа Стахиева построила монастырский собор Рождества Христова (1755–1758, не сохранился). Его четверик, завершенный полуглавиями с окнами-квадрифолиями, был перекрыт крутым восьмилотковым сводом (как в одновременных храмах Тобольска), а по углам четверика были установлены крошечные главки на крещатых бочках. Последний мотив уникален, но его идея была почерпнута из архитектуры Далматова монастыря: бочки использовались здесь широко,  например, над карнизом трапезной Успенского собора; «вписанные» во фронтоны постаменты глав собора также могут рассматриваться как своего рода крещатые бочки. По стилистическим признакам есть возможность определить участие далматовских мастеров также в соборе Спасо-Преображенского монастыря (1735–1745), где об их работе свидетельствуют формы декора и особенно великолепного западного портала.  К кругу далматовских сооружений на Енисее и работе мастеров Спасо-Преображенского собора  нужно причислить и Воскресенский собор в Красноярске (1759–1773, не сохранился).
Наиболее дальним в географическом отношении памятником, который можно связать с работой далматовской артели, является Одигитриевский собор в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ, 1741–1785). Здесь повторена уникальная композиция завершения собора Рождества Христова в Енисейске, а также отдельные формы далматовского декора. 

Итак, мастера артели Далматова монастыря в 1710–1760-е годы соорудили целый ряд храмов в Зауралье, Западной, Центральной и Восточной Сибири. В родном Далматове, помимо грандиозного монастырского комплекса, они построили церковь в слободе, во многом повторившую формы собора. О влиянии его иконографии и стиля говорит их копирование в архитектуре небольшой церкви в Широковском. Построенный ими Кондинский монастырь не оказал никакого влияния на дальнейшую архитектуру, поскольку находился слишком далеко от центра дальнейшего строительства. Столь же изолированный поначалу собор в Верхнеудинске оказался актуальным для возникшей в дальнейшем строительной традиции. Единственным местом, где постройки далматовской артели стали неотъемлемой частью местной нарышкинской традиции, стал Енисейск. Некоторые их формы были унаследованы местной традицией барокко, ориентировавшейся преимущественно на Тобольск.

Далматов монастырь
Далматов монастырь
Троицкий собор Кондинского монастыря Оби
Троицкий собор Кондинского монастыря Оби