Тезисы доклада автора на одиннадцатой научной конференции Филевские чтения
Успенский Трифонов монастырь, основанный в 1580 году, стал первой обителью Вятской земли. В 1684 году архиепископом Вятским и Великопермским Ионой на месте сгоревшей деревянной церкви был заложен каменный Успенский храм, который дошел до нашего времени. Сообщение посвящено находящемуся в нем иконостасу. В нем использованы материалы Вятского епархиального архива, в котором хранится реставрационная документация и историческая справка с монографией В.И. Беровой, а также материалы архива реставрационной мастерской в Ярославле.
Существует мнение, высказанное специалистами в начале XX века, что иконы иконостаса являются теми древними памятниками, которые в 1580 году привез с собой из Москвы основатель монастыря преподобный Трифон. С этой точкой зрения нельзя согласиться, потому что названия и размеры икон, указанные в описи Успенского монастыря в «Дозорной книге Феодора Рязанцева» 1601 года, не совпадают с ныне существующими. Вероятно, те древние иконы сгорели вместе с деревянной церковью в 1676 году. В связи с этим, возникает предположение, что иконы иконостаса относятся ко времени освящения каменного собора в 1690 году при архиепископе Ионе, на что указывает в своей книге В.И. Берова, датируя иконы XVII веком. Однако эта точка зрения также не может быть принята полностью. В 1752 году в Успенской церкви был пожар, повредивший много икон, но при недавней реставрации иконостаса следов гари на иконах не зафиксировано. Несколько раз на протяжении XVIII и XIX веков иконостас (рама и иконы) был поновлен и ремонтирован: в 1769, 1770, 1771,1800-е, 1808, 1814, 1820, 1870-е, и 1894-1895 годы.
В 1986-89 годах иконостас исследовался научными сотрудниками Кировского областного отделения охраны памятников истории и культуры. Но окончательные выводы относительно атрибуции икон не были сделаны, так как они находились под записью.
В 1991 году иконы иконостаса были реставрированы двумя бригадами – ярославской при участии Т.А. Контылевой, Т.Ю. Шабановой и др. и московской под руководством И.Н. Виноградова. Первая бригада реставрировала праздники и праотеческий ряд. Вторая бригада реставрировала пророческий ряд и Деисус. Надо отметить, что при последней реставрации были частично оставлены записи, что создает сложность при определении стиля памятника.
По свидетельствам реставраторов у чиновых икон от записей и прописей раскрыто личное и частично одежды. Иконы праздничного ряда почти полностью оставлены под поздней записью. Но, вместе с тем нельзя не согласиться с тем, что перед нами произведения большей частью конца XVII века, которые имеют очень отчетливые и характерные иконографические и стилистические признаки.
|