Автореферат диссертации по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия» на соискание ученой степени кандидат архитектуры
Введение
Актуальность исследовании. По традиции авторы работ, посвященных архитектуре Екатеринбурга, в основном уделяют внимание изучению построек промышленного и гражданского назначения. Лишь немногие из церковных зданий города отмечены исследователями отдельных периодов истории уральского зодчества. Разрушение храмов в первой половине XX в. привело к обеднению городской застройки, утрате в ней пространственных связей между отдельными архитектурными ансамблями. На современном историческом этапе церковное зодчество вновь утверждается в проектной и строительной практике. Па наш взгляд, результаты реставрации и строительства многих храмов Екатеринбурга требуют от архитекторов более глубокого осмысления проблемы традиции и местных особенностей церковного зодчества XVIII - XIX вв. Интересы ученых давно вышли за пределы исследования церковной архитектуры только древних городов России, как наиболее ярко и многообразно представляющих характер конкретной исторической эпохи. В последние годы растёт число работ, освещающих вопросы архитектурного наследия провинциальных русских городов и областей, творчества местных мастеров, развития отдельных типов сооружений в провинции. На сегодняшний день возникла необходимость более полного описания исторической картины русского зодчества. Решение этой задачи невозможно без привлечения новых, до сих пор мало изученных материалов по истории строительства культовых зданий в таких городах, как Екатеринбург. Эти материалы должны стать частью общей картины архитектурной деятельности мастеров Урала, внести значительные дополнения в сложившиеся характеристики регионального зодчества, послужить их дальнейшему развитию. На наш взгляд, архитектурное наследие Екатеринбур XIX - начала XX вв. сохраняет важное градостроительное значение как реальн функционирующий элемент городской среды. Композиционно-пространственны характеристики городской застройки XIX в. и сегодня определяют облик многих улиц площадей Екатеринбурга. Его архитектурные памятники и ординарные постройк представлены многообразными типами сооружений, не малую часть среди них прежд составляли здания церквей. В условиях нового этапа храмового строительства нам представляется своевременным ознакомление архитекторов с результатами специальных научных исследований по архитектурной типологии местных храмов и их градостроительной роли в структуре города. Тема диссертационной работы связанна с проблемами сохранения и использования культовых зданий как памятников истории и культуры. Выводы диссертационной работы могут восполнить информационный пробел между прошлым и настоящим практики церковного строительства, а также послужить основой для определения критериев оценки памятников церковного зодчества Екатеринбурга как части уральского региона.
Пслыо исследования является: описание и анализ церковного зодчества в Екатеринбурге в период с основания города и до 1917 года, раскрытие особенностей развития здесь стилевых направлений на основе ретроспективного изучения объектов культовой архитектуры. Принятая в науке периодизация позволяет расставить основные хронологические акценты в развитии архитектурной стилистики местных храмов. В свою очередь каждый из периодов требует системного анализа тех исторических, экономических и культурных явлений в жизни Екатеринбурга и Урала, которые обусловили локальные особенности архитектуры города. В соответствии с поставленной целью исследования решаются следующие задачи:
- описать историю проектирования и строительства церковных зданий Екатеринбурга, а также композиционно-пространственные характеристики их архитектурного решения; сопоставив развитие культовой архитектуры Екатеринбурга с общерусскими архитектурными тенденциями, выявить в методах и приёмах церковного строительства Екатеринбурга черты, типичные для архитектуры всей России;
- определить степень влияния на зодчество Екатеринбурга иных архитектурных школ Уральского региона;
- выявить наиболее устойчивые композиционные приёмы в церковном строительстве Екатеринбурга;
- проанализировав градостроительную ситуацию, определить роль храмов в формировании пространственной композиции центра города и его окраин. Каждый из исторических этапов формирования застройки рассмотреть в контексте градостроительных концепций данного периода.
Объектом научного исследования является архитектура церковных зданий. Типологические сопоставления большого количества функционально родственных сооружений указывает на черты общности и эволюционного своеобразия архитектуры региона. Некоторые из храмов имеют сложную строительную историю, и их архитектура рассматривается с учётом поэтапных преобразований объёмной композиции. В число исследуемых зданий помимо храмов входят более поздние по времени строительства приделы и колокольни, комплекс жилых и церковных построек Ново-Тихвинского монастыря, часовни, а так же культовые здания иных, не православных конфессий.
Предметом исследования является архитектурно-планировочная и пространственная организация церковных зданий, существовавших на территории дореволюционного Екатеринбурга.
Границы исследования определены поставленными целью и задачей. Территориальные границы дореволюционного Екатеринбурга расширены за счет близлежащих заводских поселений, расположенных в бассейне р. Исеть и административно подчинявшихся конторе Екатеринбургского завода. Все эти поселения в XX веке вошли в городскую черту Екатеринбурга. Временные границы определены датой закладки первых храмов на территории современного Екатеринбурга - начало XVIII в. и историческим рубежом - 1917 годом.
Методы исследования опираются на исторический, иконографический анализ и натурные обследования. Значительную часть работы над диссертацией составили поиски, систематизация и анализ архитектурно-строительной документации, а также фотографий из фондов краеведческих музеев, государственных архивов Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга и частных собраний. Собранный материал потребовал разработки критериев его классификации, в основу которых положены сформулированные выше задачи исследования. На основании обмерных исследований и обработки собранных письменных и иконографических данных выполнена реконструкция планов и фасадов зданий. В исследовании композиционно-планировочных характеристик сооружений применены методы архитектурного, сопоставительного и типологического анализа. Для определения закономерностей в высотном построении города на разных этапах развития его плана в работе использованы графоаналитические приёмы. Построение системы видовых связей позволило установить группы архитектурных доминант, объединяемых зонами панорамного восприятия застройки, а также пространственными осями впеуличного восприятия. Определение цепи панорамно-пространственных комплексов дало возможность выяснить соподчинённость композиционных акцептов и осей в застройке Екатеринбурга.
Состояние вопроса. Работы, посвященные церковному зодчеству Урала и Екатеринбурга, требуют их систематизации в зависимости от того, как оценивается архитектура каждого периода, как освещаются градостроительные и стилевые процессы. Первые по времени публикации материалы, посвященные храмам Екатеринбурга, появились в начале двадцатого века и лосят историко-краеведческий характер. Книга "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии" (1902 г.) и статьи газеты "Екатеринбургские епархиальные ведомости" (1886 - 1916 гг.). Указанные работы дают краткую информацию об архитектуре некоторых храмов и этапах их строительства, сообщают имена инициаторов их возведения, а иногда и строителей. Информация об истории храмов Екатеринбурга обобщена в книге С. И. Ворошилина "Храмы Екатеринбурга". Число работ историко-краеведческого направления в последнее время пополнили издания, посвященные конкретным храмам города. Книги: Т. П.
Мосуновой - "Пол покровительством Св. Анны", И. Л. Маньковой - "Храм в сердце и памяти". С. Ф. Глушковой - "Окрест Екатерины. Страницы истории лютеранства. Город Екатеринбург"".
Типологические и региональные особенности застройки Екатеринбурга, ретроспективный анализ ее развития, градостроительная роль культовых сооружений освещены в ряде научных изданий таких авторов, как Н. С. Алферов - " Зодчие старого Урала", В. П. Букин, В. А. Пискунов — " Свердловск. Перспективы развития до 2000 года", P.M. Лотаревой - " Города-заводы России XYIII - XIX века". В 1999 году опубликована совместная работа авторского коллектива УралГАХА под общей научной редакцией А. А. Старикова —"Екатеринбург. История города в архитектуре".
Архитектура каменных екатеринбургских храмов периода барокко описана в работах доцента УралГАХА А. Ю. Капттикова, таких как диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения «Архитектура памятников Урала XVIII века. Барокко в Уральской архитектуре». М., 1975 г. и в публикациях — «Каменное зодчество русского Севера, Вятки и Урала», «Из истории каменного строительства в Екатеринбурге», «Региональное многообразие в архитектуре русского барокко». А. Ю. Каптиковым дан детальный архитектурный анализ интересующих нас построек как части процесса становления и развития региональных школ каменного зодчества на Севере Европейской Росси. В его работах частично восстановлена история строительства церквей, уделено внимание творческим биографиям мастеров-каменщиков и характерным чертам местной практики храмостроения.
Архитектурный анализ и описание части екатеринбургских храмов периода классицизма даны в книге А. М. Раскина "Архитектура классицизма на Урале". На основе индивидуальных стилистических черт в работе сделаны предположения об именах авторов построек и приведены возможные аналоги для их возведения. Краткое описание и роль культовых сооружений и комплексов в архитектурных панорамах Екатеринбурга первой половины XIX века показаны в книге Л. А. Козинец "Каменная летопись города".
Архитектура Урала капиталистического периода получила описание и 1985 I. п диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения В. Е. Звагельской «Гражданская архитектура Урала второй половины XIX - начала XX века». М., 1985. Культовая архитектура не является объектом данного исследования, но разработанная в нём научно обоснованная периодизация позволяет расставить основные хронологические вехи в развитии архитектурных процессов, определить градостроительные тенденции периода эклектики и стилизаторства, выявить особенности городской застройки Екатеринбурга, повлиявшие на характер архитектуры построенных в это время храмов.
Научная новизна диссертации заключается в изучении и публикации рапсе не исследованного материала по истории строительства храмов города. Впервые показана целостная картина развития церковного зодчества Екатеринбурга XVIII - начала XX века, обобщён большой объем существующих по этой теме публикаций. На основе принятого в исторической науке укрупнённого деления русской архитектуры и градостроительства XVIII - начала XX вв. определён характер стилистических процессов церковного зодчества Екатеринбурга и градостроительная роль храмов в отдельные этапы его развития. Каждому из периодов дана характеристика и выявлены его отличительные черты. Анализ градостроительной ситуации позволил установить закономерности, определившие постановку храмов в конкретном месте. На примерах застройки улиц и площадей показана роль храмов как главных высотных доминант в условиях формировании архитектурного ансамбля города. Последовательность в описании и исследовании архитектуры церковных зданий Екатеринбурга и его пригородов проведена в зависимости от степени их градостроительного значения и времени строительства. Обобщённое типологическое сравнение охватывает около сорока храмов, часовен и домовых церквей. Как итог архитектурного анализа, постройки каждого из периодов сгруппированы по схеме завершения - элементу объёмной композиции, определяющему роль храма в городском пространстве.
Многие архивные материалы и первоисточники применяются для исследования и печатаются »первые. Для части храмов впервые выполнена графическая реконструкция их облика до разрушения или перестроек. Заключение диссертации по теме "Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия", Голобородский, Михаил Венидимович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ развития архитектуры церковных зданий Екатеринбурга XVIII - начала XX вв., роли храмов в формировании его архитектурного образа, сопоставление тенденций в образовании их объёмных композиций с подобными процессами в соседних районах, а также столичных городах позволяет сделать ряд выводов.
Общая картина формирования культовой архитектуры Екатеринбурга складывалась под воздействием той же совокупности социально-экономических и культурных факторов, что и все русское зодчество рассматриваемого периода. Однако в конкретных исторических условиях Екатеринбурга как горнозаводского поселения эти факторы проявили себя в иной последовательности и хронологии, приведя к некоторым отличиям в развитии архитектурных процессов. В силу различного исторического и экономического развития многочисленных уральских районов их архитектура стилистически заметно отличалась. Так, в начале XVIII века на большей части территории Урала продолжал развитие стиль «московского барокко», уже прекратившийся в центре России с началом строительства Петербурга. В тот же период в районах, близких к Тюмени и Тобольску, архитектура храмов основывалась на стилистике «сибирского барокко». В меньшей мере, чем другие города Уральского региона, отставал от столичной моды Екатеринбург. На облике первых каменных храмов - церкви Сошествия Святого Духа и Екатерининском соборе еще сказывалось влияние общерусских архитектурных традиций. В последней четверти XVIII века среди церковных построек города утверждается двухэтажный тип храмов, увенчанных одноглавием, с алтарями, заключёнными в единый объём, без ступеней. Строители Богоявленского собора (1771 - 1795 гг.) и построенной по его образцу Вознесенской церкви
1792-1818 гг.) ориентировались па убранство петербургских построек первой трети XVIII века. При этом облик екатеринбургских храмов вплоть до первого десятилетия XIX века определяли формы не только позднепетровской архитектуры, но и Тобольска. Со времени основания Екатеринбурга все строительство в городе велось по заранее составленным в столице или на месте архитектурным проектам. Составители проекта нового храма отталкивались от выбранного здесь же, в Екатеринбурге, образца и, как следствие, объёмно-пространственные композиции храмов конца XVIII в. не отличались большим разнообразием. Как правило, строители следовали проекту только в общих чертах. Так, обычно варьировалась композиция некоторых частей храма и видоизменялись декоративные детали. В результате барочные европейские приемы, со свойственной им экспрессивностью, приобрели в церковных зданиях Екатеринбурга другую, более сдержанную трактовку. По сравнению со столичными образцами в облике местных храмов стало преобладать статичное начало.
К концу XVIII в. рациональные приемы организации фасадов, сформировавшиеся в промышленной архитектуре уральского региона, были восприняты и культовым зодчеством. Как результат усилился плоскостной характер убранства фасадов. Храмы Екатеринбурга, ещё оставаясь в стилистическом русле барокко, стали отличаться ясностью и тектоничностыо объемов.
Достраиваемые и строящиеся со второй половины 1810-1830-х годов церкви уже определённо принадлежали классицизму. Характерный для классицизма центрический тип композиции не нашёл в строительстве екатеринбургских храмов широкого распространения. Оправдавшая себя в предшествовавший период схема плана «кораблём» осталась в Екатеринбурге, как и в других районах Урала, наиболее устойчивой и распространённой. Характер архитектуры церковных построек конца 1810 - начала 1840-х гт. определила сложившаяся в городе местная школа классицизма, длительное время возглавляемая таким крупным зодчим, как М. П. Малахов. Сложная строительная история большинства екатеринбургских памятников периода классицизма препятствовала внедрению в процесс проектирования храмов, популярных в провинции с 1820-х годов образцовых проектов. В случаях проектирования М. П. Малаховым храмов на новом месте образцовые проекты становились только основой для дальнейшего творческого поиска объёмно-пространственных решений. Раз найденные композиционные решения повторялись автором или его учениками при проектировании других храмов, но в новых вариациях. Фасадные композиции церквей, построенных в городе при участии М. П. Малахова и его учеников, имели хорошо выверенные пропорции. Архитектурное убранство построек обычно отличало сдержанное применение декора. В церквях, выполненных для частных заказчиков, строгий, рациональный характер внешнего облика обычно смягчался более широким набором архитектурных средств, а декоративное оформление неизменно отличалось высокохудожественной прорисовкой деталей.
Распространение новых тенденций в градостроительстве и стилевых направлений Екатеринбурга первой половины XIX в. происходило со значительным запозданием по сравнению с зодчеством центральных районов России. Во второй половине 1830-х - пачате 1850-х гг. определяющим в архитектуре церковных зданий Екатеринбурга становится влияние столичных архитекторов. Вследствие вмешательства в творческий процесс местных зодчих, членов Комиссии проектов и смет, новые стилистические направления в церковных постройках проявились раньше, чем в жилых и общественных зданиях города, продолжавших строиться по типовым проектам первой четверти XIX в.
Наметившийся после 1860-х гг. экономический подъём ознаменовался ростом торговых центров Екатеринбурга, получивших к XX веку значение главных общегородских. Вторая половина XIX века характеризуется ростом объёма строительства церковных зданий. Значение торговых площадей и улиц как общегородских центров раскрывал состав их застройки, в который входили торговые, общественные и жилые здания, на их фоне выделялись храмы. Торговые площади в этот период стали оформлять приходские церкви, домовые храмы при общественных сооружениях, а также многочисленные часовни. По сравнению со столичными городами, большинство из них отличают более скромные размеры и приёмы архитектурного решения. Большинство храмов этого периода повторяют традиционную в Екатеринбурге трёхчастную линейную композицию. В целом стилизаторство в архитектуре Екатеринбурга шло в русле позднего классицизма, сочетаясь с иными историческими стилями. При этом церковные здания раньше других освободились от внешних проявлений классицизма, но сохраняли присущую ушедшему стилю нормативность. Из числа архитектурных направлений русского зодчества второй половины XIX в. в храмах Екатеринбурга получили развитие самые массовые - «русский стиль» и «кирпичный стиль». Церковное зодчество Екатеринбурга, как и вся уральская архитектура этого периода, приобщалось к новым стилевым течениям, используя наиболее броские, внешние их проявления.
Список литературы диссертационного исследования
1. Алфёров Н. С. Зодчие старого Урала. Свердловск, i960. - 216 с.
2. Бабыкин К. Т. Архитектура старого Екатеринбурга //Екатеринбург за двести лет. Екатеринбург, 1923. С. 143-171.
3. Бажов П. И. Далёкое близкое. Из воспоминаний о нашем городе. — Свердловск, 1949.-86 с.
4. Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры. ИВАА, М., 1937. Т. 2,580 с.
5. Букин В. П., Пискунов В. А. Свердловск (Перспективы развития до 2000 года) -Свердловск, 1982.-255 с.
6. Бунин А. Б. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма // Бунин А. В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. 2-е изд. М.: Стройиздат, 1979.-Т. 1.
7. Весновский В. А. Путеводитель по Уралу. Екатеринбург, 1900. - 113 с.
8. Вздорнов Г. И. Заметки о памятниках русской архитектуры конца XVII -начала XVIII в. // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования. /Под редакцией Т. В. Евсиной . — М.: Наука, 1973.
9. Геннип В. И. Описание уральских и сибирских заводов. 1735. М.: Гос. изд. «История заводов», 1937.
10. Гоголь Н. В. Об архитектуре нынешнего времени // Полн. собр. соч. Л., 1952. -Т. 8. С. 56-75.
11. Голобородский М. В. Архитектура деревянных храмов старообрядцев //Архитектон. 2001. № 1. Урал ГАХА. С. 73-76.
12. Голобородский М. В. Преображенская церковь в посёлке Уктус и её подлинный исторический облик // Седьмые уральские академические чтения. Екатеринбург, 2002. С. 43-49.
13. Грабарь И. Э. История русского искусства. М.: Издательство И. Кнебель, 1909. -Т.З.
14. Из истории Урала. Урал с древнейших времён до 1917 г.: Сб. документов и материалов. Свердловск, 1971. - 63 с.
15. Иконников В. Историческое описание Екатеринбургского Новотихвинского первоклассного девичьего монастыря. С.-Петербург, 1875. - 103 с .
16. Иогансен М. В., Кирпичников А. Н. Петровский Шлиссельбург (по новым архивным материалам) / Русское искусство первой четверти XVIII в. /Под редакцией Т. В. Алексеевой М.: Наука, 1974. С. 27-53.
17. Иогансен М. В. Здание «мазанковых коллегий» на Троицкой площади Петербурга // От Средневековья к Новому времени. Материалы и исследования по русскому искусству XVIII первой половины XIX века/ Под редакцией Т. В. Алексеевой -М.: Наука, 1984. С. 73-87.
18. Каптиков А. Ю. Архитектура памятников Урала XVIII века. Барокко в Уральской архитектуре: Диссертация кандидата искусствоведения. — М., 1975. — машинопись. — 180 с.
19. Каптиков А. Ю. Региональное многообразие архитектуры русского барокко. — М., 1986.- 116 с.
20. Каптиков А. Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки и Урала XVIII в.: проблема региональных школ. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990.
21. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М.: Искусство, 1982.-399 с.
22. Кириченко Е. И. Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX века (К вопросу о двух фазах развития эклектики)//Архитектурное наследство. 1980. № 36. С. 130-143.
23. Корепанов Н. С. В раннем Екатеринбурге (1723-1781 гг.) //Очерки истории Урала. Выпуск 4. Екатеринбург, 2001. —.251 с.
24. Корепанов Н. С., Побережников И. В. Первый проект Екатеринбургского Екатерининского собора, 1746 г.// Уральский сборник: История. Культура. Религия. Вып. III. Екатеринбург, 1999. С. 132-145.
25. Козинец JI. А. Каменная летопись города. Свердловск: Сред.-урал. кн. изд-во, 1989.- 160 с.
26. Кулешов Н. Горных заводов Щит // Домострой. 2001. № 4. С. 26-27.
27. Крашенинникова H. JL Облик русского города XVIII века на примере Оренбурга // Архитектурное наследство. 1976. № 24. С. 128-150.
28. Лотарёва Р. М. Города-заводы России XVIII первая половина XIX века — Екатеринбург: Изд-во урал. ун-та, 1992. - 214 с.
29. Лотарёва Р. М. Города-заводы Росси и К.-Н.Лсду // Клод-Николя Леду и русская архитектура. Каталог выставки. 4.10 16. 11. 2001. Екатеринбург: Архитектон, 2001. С. 135-149.
30. Мамин-Сибиряк Д. К Город Екатеринбург // Статьи и очерки,- Свердловск: ОГИЗ-Сверлгиз, 1947. С. 185-246.
31. Манькова И. Л. Храм в сердце и памяти (очерки истории Екатеринбургского Екатерининского собора). Екатеринбург, 2000. - 144 с.
32. Материалы для истории Екатеринбургского женского монастыря // Екатеринбургские епархиальные ведомости . 1905. №3. С. 95-102.
33. Материалы для истории церквей Екатеринбурга // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1903. № 17. С. 503.
34. Михайлова М. Б. Площади классицизма (Типология) //Архитектурное наследство № 38. 1995. С. 83-102.
35. Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков 10. С. История русской архитектуры. -М.: Стройиздат, 1984. 509 с.
36. Плужников В. И. Организация фасадов в архитектуре русского барокко. // Русское искусство барокко. Материалы и исследования. М.: Наука, 1977. С. 88-123.
37. Плужников В. И. Объёмные композиции культовых построек Орловской области // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1980.1. С.182-215.
38. Плужников В. И. Типология объёмных композиций в культовом зодчестве конца XVIII начала XX в. на территории Брянской области //Памятники русской архитектуры и монументального искусства. — М.: Наука, 1983. С. 157-198.
39. Полное собрание законов Российской империи, 1842. Т. XXIV, XVII. Отделение второе.
40. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902. 612 с.
41. Проекты церквей, сочиненные архитектором Его Императорского Величества Профессором Архитектуры Императорской академии Художеств и Членом разных иностранных академий Константином Тоном. СПб., 1838. Дополнение 1-е с 12 чертежами. - СПб, 1844.-30 с.
42. Раскин А. М. Архитектура классицизма на Урале. Свердловск, 1989. - 183 с.
43. Славина Т. А. Константин Тон. Ленинград, 1989.-222 с.
44. Стариков Л. А., Звагельская В. Е., Токменинова Л. И., Черняк Е. В. Екатеринбург: История города в архитектуре Екатеринбург, 1998. - 237 с.
45. Федотова Т. П. К проблеме пятиглавия в архитектуре барокко первой половины XVII века // Русское искусство барокко. Материалы и исследования / Под редакцией Т. В. Алексеевой. М.: Наука, 1977. С. 70-86.
46. Халпахчьян О. X. Культовые строения новоиахичевапских армян // Арх. наследство. 1985. № 33. С. 108-115.
47. Штейнфельд Н. П. Исторический очерк столетия первоклассного девичьего монастыря. Екатеринбург, 1901. - 52 с.
48. ГАСО. Ф. № 24, Оп. 1, Д. 450.
49. ГАСО. Ф.№24, Оп. 1, Д. 1510.
50. ГАСО. Ф. № 24, Оп. 1, Д. 1872.
51. ГАСО. Ф. № 24, Оп. 1, Д. 2736.
52. ГАСО. Ф.№ 25, Оп. 1, Д. 174.
53. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 1, Д. 2105.
54. ГАСО. Ф.№ 25, Оп. 1, Д. 2113.
55. ГАСО. Ф.№ 25, Оп. 1, Д. 2204.
56. ГАСО. Ф.№ 25, Оп. 1, Д.'2206.
57. ГАСО. Ф.№ 25, Оп. 1, Д. 2276.
58. ГАСО. Ф.№ 25, Оп. 1, Д. 2348.
59. ГАСО. Ф.№ 25, Оп. 2, Д. 2413.
60. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 2907.
61. ГАСО. Ф.№ 25,Оп.2, Д. 4110.
62. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7513.
63. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7563.
64. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7587.
65. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7623.
66. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7642.
67. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7643.
68. ГАСО. Ф.№ 25, Оп. 2, Д. 7644.
69. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7646.
70. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7647.
71. ГАСО. Ф. № 25, On. 2, Д. 7684.
72. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7651.
73. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д.- 7653.
74. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7654.
75. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7655.
76. ГАСО. Ф. № 25, Оп. 2, Д. 7657.
77. ГАСО. Ф.№ 43, Оп. 2, Д. 1278.
78. ГАСО. Ф.№ 43, Оп. 2, Д. 2193.
79. ГАСО. Ф. № 43, Оп. 2, Д. 2907.
80. ГАСО. Ф. № 43, Оп. 2, Д. 7642.
81. ГАСО. Ф. № 43, Оп. 2, Д. 7647.
82. ГАСО. Ф. № 43, Оп. 2, Д. 7648.
83. ГАСО. Ф.№ 43, Оп. 2, Д. 7651.
84. ГАСО. Ф. № 43, Оп. 2, Д. 7655.
85. ГАСО. Ф. № 43, Оп. 2, Д. 7656.
86. ГАСО. Ф. № 43, Оп. 2, Д. 7688.
87. ГАСО. Ф. № 43, Оп. 2, Д. 8329.
88. ГАСО. Ф. № 59, Оп. 15, Д. 43.
89. ГАСО. Ф. № 59, Оп. 7, Д. 295.
90. ГАСО. Ф. № 62, On. 1, Д. 79.
91. ГАСО. Ф. № Р-191, On. 1, Д. 26.
92. ГАСО. Ф. № Р—191, On. 1, Д. 84.
93. ГАСО. Ф. № 35, On. 1, Д. 11.
94. ГАСО. Ф. № 35, On. 1, Д. 12.
95. ГАСО. Ф. № 379, On. 1, Д. 22.
96. РГИА. Ф. № 56, On. 1, Д. 452 от 1914 г.
97. РГИА. Ф. № 218, Оп. 4, Д. 137.
98. РГИА. Ф. № 218, Оп. 4, Д. 623.
99. РГИА. Ф. № 218, Оп. 4, Д. 698.
100. РГИА. Ф. № 218, Оп. 4, Д. 1038.
101. РГИА. Ф. № 792. Оп. 3, Д. 10086.
102. РГИА. Ф. № 796, Оп. 122, Д. 781 от 1841
103. РГИА. Ф. № 796, Оп. 38, Д. 366 от 1757
104. РГИА. Ф. № 796, Оп. 84, Д.533 от 17571
105. РГИА, Ф. № 797, On. 1, Д. 403.
106. РГИЛ, Ф. № 797, Оп. 2, Д.7853 от 1836 г. 2 отд., 2 ст.
107. РГИА, Ф. № 797, Оп. 5, Д.19272от 1836 г.
108. РГИА, Ф. № 797, Оп. 25, Д. 296.
109. РГИА, Ф. № 1488, Оп.З, Д. 288.
110. РГИА, Ф.№ 1488, Оп.З, Д.289.
111. РГИА, Ф.№ 1488, Оп.З, Д.290.
112. РГИА, Ф.№ 1488, Оп.З, Д.291.
113. РГИА, Ф.№ 1488, Оп.З, Д.292.
114. РГИА, Ф. № 535, Оп.1, Д. 26.
115. РГИА, Ф.№ 1293, Оп. 167, Д. 92 от 1868 г.
116. Государственный Комитет Российской Федерации по высшему образованию Государственное образовательное учреждение УРАЛЬСКАЯ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ1. На правах рукописи
117. Голобородский Михаил Венидимович
118. АРХИТЕКТУРА ХРАМОВ ЕКАТЕРИНБУРГА (XVIII-XIX вв.)
119. Специальность 18.00.01 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия0 * *
120. Диссертация на соискание учёной степени кандидата архитектуры
|