Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.11.2011

Античная наука великого мастера русского авангарда

Вступительная статья к книге И.С.Николаева «Акведуки античного Рима»

Среди выдающихся архитекторов русского авангарда в истории этого наиболее яркого периода российской архитектуры Иван Сергеевич Николаев занимает достойное место, но, тем не менее, его дарование и вклад в развитие отечественного зодчества недооцениваются в слишком большой, на мой взгляд, недопустимой степени. Его личность и талант должны быть поставлены в начало первого ряда великих мастеров русского авангарда, вместе с К.С. Мельниковым и И.И. Леонидовым.

Проекты и постройки И.С. Николаева 1920-х начала 1930-х годов были не менее радикально новыми, социально заостренными и безумно смелыми, чем работы этих зодчих. Среди шедевров русского авангарда возведенный им Дом-Коммуна Текстильного института непременно дол жен быть назван в первом десятке. Этому зданию, к тому же, очень повезло: оно стало примером первой, подлинно научной реставрации памятников современной архитектуры, и произведение И.С. Николаева предстанет вскоре перед нами в первозданном великолепии новаторства форм и функции, изобретательности применения конструкций и строительных материалов.

Знаменитый лозунг ле Корбюзье «Дом — машина для жилья» был осуществлен И.С. Николаевым в более отчетливом и бескомпромиссном варианте, чем самим французским мастером. Эстетика современных форм и линий в творчестве И.С. Николаева и в жилой архитектуре, и в его многочисленных промышленных постройках, также была выражена с исключительной убежденностью и искренностью. Архитектура предельно редко бывает абсолютно новой - Иван Сергеевич умел создавать именно такую архитектуру.

Как и всем выдающимся зодчим современного направления в России первой половины ХХ столетия, И.С. Николаеву пришлось пережить насильственную трансформацию творческого метода в результате объявленного властями изменения стиля архитектуры и введения обязательного следования классике. К счастью, в промышленной архитектуре эти изменения проводились не так резко, как в проектировании общественных зданий. Тем не менее, всякий новаторски ориентированный зодчий вынужден был перенести тогда творческий и психологический шок, что удалось выдержать далеко не всем из крупных мастеров авангарда.

И.С. Николаев оказался «человеком из стали». Он не только внутренне не изменил своим творческим взглядам, но и сумел найти в себе силы и еще одну грань дарования, чтобы самым серьезным и продуктивным образом обратиться к классической архитектурной традиции. Причем он пошел наиболее надежным, веками испытанным и пройденным многими великими зодчими прежних эпох путем — он занялся изучением древнеримской архитектуры на самом глубоком и по-настоящему научном уровне. Так делали до него Андреа Палладио и Чарльз Камерон, Иоганн Фишер фон Эрлах и Винченцо Бренна.

И.С. Николаев избрал для своих исследований античной гармонии сооружения, считавшиеся техническими — акведуки древнего Рима, что было для него естественным в связи с его интересом к промышленной архитектуре вообще. В те годы с ним тесно соприкасался мой дед, инженер Н.Я. Калмыков, писавший труд о древних мостах, естественно, с позиций своей специальности, и у нас в семье сохранились воспоминания об их обсуждении статики прославленных акведуков Вечного города.

Книга И.С. Николаева «Акведуки античного Рима» нисколько не устарела. Своеобразие его взгляда, тщательность подбора исторических сведений и подчеркнуто профессиональная позиция выдающегося архитектора при анализе памятников делают ее полезной для всякого зодчего, необходимой для историков архитектуры. Сегодня, когда наша профессия находится на перепутье, наполнение души подлинными образами и идеями античности, что удается сделать автору, особенно нужно и своевременно, и никак не противоречит стремлению к авангарду, но, как показала жизнь и творчество И.С. Николаева, способно его дополнить существенными и непреходящими чертами.

Иван Сергеевич Николаев долгие годы был ректором Московского архитектурного института. Юношеские впечатления позволяют мне помнить его в этом качестве. И в эту работу он внес свою архитектурную смелость и страсть к новому, исследовательское умение и любовь к великому прошлому. Кроме того, и это не менее важно, твердую нравственную и жизненную позицию русского интеллигента, обладая лучшими свойствами этого социального типа, исторически обусловленного, выстоявшего в страшные времена и способного и в тех условиях добиться успеха во всем почти, за что он брался.


Ректор Московского архитектурного института,
член Совета по культуре при Президенте РФ
Д.О. Швидковский, 2011 г.