Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.07.2011

Манифест Государственного Баухауза в Веймаре

1919. Перевод В. Р. Аронова. Приводится по изданию: Вальтер Гропиус. Границы архитектуры. М., 1971.

     Конечная цель всякой художественной деятельности — здание! Украшение его было когда-то важнейшей задачей изобразительных искусств, и они являлись неотъемлемой частью архитектуры. Сегодня они пребывают в замкнутой обособленности, из которой могут выйти благодаря лишь совместной и взаимопроникающей деятельности всех творческих работников. Архитекторы, скульпторы и живописцы должны заново признать и научиться понимать многорасчлененную форму сооружения в единстве всех его частей; только тогда они наполнят свои произведения тем архитектоническим духом, который был утерян ими в салонном искусстве.

     Прежние художественные школы не могли подготовить этого единства, поскольку само искусство этому не учит. Надо снова вернуться к мастерским. Мир лишь рисующих и живописующих мастеров живописи и прикладного искусства должен стать наконец миром строящих. Если молодой человек, чувствующий склонность к изобразительному искусству, начнет свой путь, как некогда, с изучения ремесла, он не останется непродуктивным «художником» с неполноценным художественным образованием; его законченность проявится в подлинном мастерстве, где он и сможет доказать свое превосходство.

     Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.

     Итак, мы образуем новую гильдию ремесленников без классовых различий, которые воздвигли бы непреодолимую стену между ремесленниками и художниками! Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись,—здание, которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры.
 
«Собор». Гравюра Лионеля Фейнингера, опубликованная на обложке издания манифеста и программы «Баухауза» в 1919.
«Собор». Гравюра Лионеля Фейнингера, опубликованная на обложке издания манифеста и программы «Баухауза» в 1919.