Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

08.06.2009

О церкви Федора Стратилата на Щирковой улице в Новгороде

Существующая ныне церковь Федора Стратилата на Щирковой улице сих пор не привлекала внимания исследователей. Были лишь части ее фундаментов, относящиеся к XII в. (Г.М. Штендер). Принято считать, что Церковь, возведенная в 1292-1294 гг. «сохранилась лишь на половину своей высоты. Верхняя часть ее стен, своды и пять куполов заново выстроены в 1682 г. (М. К. Каргер). Однако даже ее поверхностный осмотр заставляет усомниться в правильности этого мнения.
Церковь Федора Стратилата представляет собой четырехстолный пятиглавый трехапсидный храм с подклетом (тип «Храм на четырех пилонах»). К западному фасаду в 30-гг. XIX в. пристроен; колокольня и хозяйственные помещения. Размеры храма 15 х 15,51 подкупольного квадрата 4,2 х 4,2 м, вынос апсид 4 м. Своды пространственного креста имеют не выявленные («слитые») подпружные арки. Восточные барабаны (диаметром около 1 м) опираются на дополнительные арки со щелыгой С — Ю, западные (диаметром 2 м) —на арки со щелыгой 3—В. Разница в диаметрах барабанов вызвана увеличением западного членения храма по сравнению восточным и почти в 3 раза. Снаружи, однако, это почти незаметно. Квадратные восточные столбы храма скруглены с востока на высоту 2 м. Западные — восьмигранные, угловые фаски поднимаются чуть выше пят арок, перекинутых со столбов па западную стену. Широкие окна первого яруса в храме (и также в подклете) отличаются от более стройных окон второго яруса и апсиды (северный и западный порталы превращены в окна). Стены храма испещрены множеством ниш и аркосолиев. Подклет имеет кирпичные своды. Из подклета поверх вала ведет внутристенная лестница. Фасады храма расчленены широкими лопатками. На углах coxpaнились каменные плиты-карнизы. Закомары выполнены с полочкой или внутренним уступом. Во всех центральных закомарах имеете большая ниша с полочкой. Нижние, растесанные окна, дьяконник и жертвенник сохранили первоначальные подоконники. Верх апсид украшает бегунец, малые барабаны украшены широкой лентой с валиком, над ними — полукруглые двухуступчатые нишки, выше — пояс изразцов (2 ряда). Большой — валиком, поясом изразцов (3 ряда), аркатурным поясом, перебриком и бегунцом.
Даже при самом поверхностном рассмотрении памятника ощущается сложная стратиграфия и неоднородность составляющих его частей. Несомненно, что габаритные размеры, ширину лопаток мощь апсид определил храм XII—XIII вв. Возможно, что стен! XIII в. кое-где доходят до закомар (на это намекают внутренние уступы в некоторых закомарах — признак XII—XV вв.). Форма око барабанов, второго яруса церкви и апсид находит аналогии в т мятниках XVI в. — церквей Сретения 1535—1537 гг. (барабан Бориса и Глеба 1536 г., Троицы 1557 г. (барабан), Успения в Белозерске 1550 г. (барабан). Большие ниши в закомарах извести) в церквах Успения на Торгу (после 1541 г.) и Успения в Белозерске. Широкие ленты с валиком — классический признак Новгородской архитектуры XVI в. (церковь Успения на Торгу (столбы) Владимирский собор Сыркова монастыря 1548—1552 гг., все трапезные третьей четверти XVI в.). Пояса двухступчатых нишек — так же типичный прием декоративного убранства новгородских построек VI в. Ниши обычно бывают пятиугольные и килевидные. В церкви Федора Стратилата они полукруглые. Такие ниши известны в соборе Лужицкого монастыря середины XVI в., имеющего многие черты родственные новгородской архитектуре. Своды с невыявленными («слитыми») подпружными арками известны в соборе Медведицкого монастыря (по мнению В. В. Седова, конца XV в.) в Н. Ладоге, церкви Успения в Колмове 1528 г. и соборе Сыркова монастыря; пятиглавие — в церкви Бориса и Глеба, Сырковском соборе возможно, в церкви Никиты 1557 г. Каменные подклеты, в основном, также сооружаются в это время.
Интерьер церкви Федора Стратилата по своему пропорциональному строю близок интерьеру церкви Бориса и Глеба, но более гармоничен. Отсутствие угловых палаток делает его яснее, лишая конструктивной «загадочности». Здесь нет и свойственного средневековой новгородской архитектуре духовного напряжения, рожденного лучами света, пронизывающими пространство памятника, иррационально высвечивая монолиты стен. В церкви Федора свет как бы течет вдоль архитектурных форм, равномерно разливаясь и проникая всюду. Да и само внутреннее пространство статично, нет примата какого-либо направления. Сам человек, его тело, становится точкой отсчета, началом координат. Все это вводит церковь Федора в круг общерусских памятников середины XVI в., типологически разных, но объединенных новой пространственной идеей, новым гуманистическим духом.
По целому ряду признаков видно, что существующая ныне церковь Федора Стратилата была сооружена, в основном, в XV в. В новгородской III летописи читаем под 1541 г.: «Загореся на Софейской стороне... и церквей сгорело 6: Сорок Мученик на Ширкове, Святый Спас на Розваже, Козьма и Дамиак на Козьмедемьяне улице, а Святого Саввы церковь засыпалася, Георгия на Боркове улице сгоре...» Скорее всего, что шестая, названная церковь — Федора Стратилата, находившаяся между Щирковой и Розважей улицами. В той же летописи (список Никольского) под 1546 г. указано: «...свящали церковь каменную святого Федора на Розважи сулицы». Видимо, пострадавшая в пожаре, церковь Федора между 1541 и 1546 гг. была перестроена (сооружен каменный подклет, переложены части стен, возведены столбы, сделаны новые своды и пятиглавие). Интересно, что такой же ремонт — перестройка с заменой столбов и сводов был сделан в «осыпавшейся» после грандиозного пожара Торговой стороны 1541 г. в церкви Успения на Торгу.
К работам 1682—1684 гг. относятся: 1) перекладка верхних частей барабанов (изразцовый и аркатурный пояса); 2) растеска первого яруса церкви и подцерковья; 3) перетеска на 8 граней западных столбов и скругление восточных частей восточных столбов.