Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.09.2008

Штакеншнейдер: Проект медных канделябров для Мариинского дворца

Проект Классика

Этот ранее не публиковавшийся графический лист из коллекции Д. А. Петрова входил в когда-то существовавший альбом: в правом верхнем углу читается: «№12». Лист имеет заголовок, написанный аккуратным канцелярским почерком: «Канделабры для отлития из металла для вновь строящегося дворца Е. И. В. Княгини Марии Николаевны». Два канделябра, в проекте которых даны только фасады, подписаны тем же почерком: левый – «У Главнаго подъезда», правый – «На Парадной лестнице». Лист внизу подписан другим почерком: «Архитектор Штакеншнейдер». Тем же почерком подписана масштабная линейка с вершками и аршинами. Кроме того, на листе вверху между канделябрами имеется надпись карандашом, третьим почерком: «Выбиты из меди / 4 канделабра / Цена за первые 1720 р. сер. / завторые 1060 р. сер. / срок к 1 Сентября 1842».
Очевидно, что перед нами авторский проектный чертеж осветительной арматуры для Мариинского дворца в Санкт-Петербурге, выполненный архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером (1802–1865) около 1842 года. Штакеншнейдер начал проектировать дворец для дочери императора Николая I, великой княгини Марии Николаевны, в 1838 году, вскоре после обручения ее с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Строительство дворца велось до 1844 года, официальная сдача дворца по описям приходится на 1845 год, хотя ее планировалось осуществить тремя годами ранее, в 1842 году, когда и был, вероятно, создан публикуемый лист. Следует отметить, что похожие по стилю канделябры-торшеры были сделаны и для Пролетного зала дворца, но они были выполнены не из меди, а из фарфора (их рисунок опубликован). Медные канделябры во дворце (о них иногда ошибочно пишут как о чугунных, окрашенных под бронзу) к настоящему времени утрачены.
Чеканные медные канделябры представлены архитектором со всей возможной серьезностью и пышностью, это одновременно и рабочий чертеж, и представительный лист для показа заказчику. Он выполнен тушью, однотонно, с легкой отмывкой, но основной эффект достигнут соединением общих прихотливых форм и тонких, каких-то гравюрных линий, вырисовывающих и детали, и рельеф поверхности, и мелкие части орнаментов. Создается достаточно острое для современного зрителя соединение графической маэстрии и археологической, ученой тщательности. На этом соединении, превращающемся в столкновение, основана художественная значимость листа: он серьезен и рассудочен как документальная фотография или фиксационная гравюра, но, с другой стороны, он великолепен в свободной передаче легко соединенных археолого-фантастических античных форм. На стыке документальности и фантазии, тщательности и прихотливости – рождается яркий образ архитектурной графики эпохи эклектики.

Литература:
Петрова Т. А. Андрей Штакеншнейдер. Л., 1978;
Она же. Интерьеры А. И. Штакеншнейдера в Мариинском дворце // Петербургские чтения. СПб., 1995. С. 131–134;
Она же. Дворец великой княгини Марии Николаевны. СПб., 1997. С. 64;
Шуйский В. К. Андрей Штакеншнейдер // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX – начало XX века. СПб., 1998. С. 291–312.

Штакеншнейдер: Проект медных канделябров для Мариинского дворца
Штакеншнейдер: Проект медных канделябров для Мариинского дворца