До настоящего времени нет ни одной специальной работы, показывающей Макарьевскую ярмарку с архитектурно-градостроительной точки зрения. Цель данной статьи рассмотреть историю формирования этого крупнейшего торгового центра страны на основе впервые публикуемых проектных материалов.
Еще в середине IX века на средней Волге, в столице Волжской Болгарии г. Булгаре сложился, как отмечает автор очерков о Нижегородской ярмарке В.П. Безобразов, «коммерческий центр», просуществовавший до нашествия татар на Русь1. В конце XIV века торговый центр возникает у Казани. Здесь, на Арском поле, в летние месяцы проходила ярмарка, на которую приезжали и русские купцы. С 1552 года, после покорения Казани, для торговли со странами Востока по волжскому водному пути сложились благоприятные условия, и, видимо, вскоре начинается торг у Макарьева. Но начало Макарьевской ярмарки документально не установлено. Только с 1624 года, по мнению В. П. Безобразова2, начинается положительная и достоверная история Макарьевской ярмарки. Ежегодно в течение трех недель, начиная с конца июля, на волжском берегу шла оживленная торговля. Значение и размеры ярмарки росли, и в 1641 году она была официально утверждена именным царским указом. В 1666 г. сюда съезжались уже торговцы со всей России и из-за границы3. В XVII веке ярмарка не умещалась на луговой стороне Волги, принадлежавшей монастырю. Она так сильно разрослась, что захватывала противоположный берег, у села Лыскова4. Но основная ее часть оставалась на Макарьевской стороне и располагалась у восточных стен монастыря.
Все ярмарочные постройки занимали сравнительно небольшую территорию, которая ежегодно затапливалась весенними водами. Место это не давало возможности развернуться торжищу широко и свободно.
Рис. 1. План ярмарки (до 1809 г.):
1 - театр, 2 - армянская церковь
Строения Макарьевской ярмарки были временного характера и представляли собой деревянные балаганы, лавки, трактиры, сплошной стеной идущие вдоль улиц. Уже здесь начинают прослеживаться композиционные закономерности построения ярмарочного комплекса. Центром его был гостиный двор, торговые ряды которого проходили параллельно друг другу и образовывали прямоугольник в плане (рис. 1). Дорога, идущая от пристани через центр, делила гостиный двор на две равные части и являлась стержнем всей композиции, связывая основные строения ярмарки с главным входом в монастырь. Постройки, располагавшиеся справа от центра, создавали прямоугольную сеть улиц. Влево улицы расходились веером, - вследствие треугольного плана участка. Общественные и культовые постройки (театр и татарская мечеть) лишь как функционально необходимые элементы входили в этот комплекс и не выполняли градообразующей роли. В целом весь этот комплекс в течение векового развития оказался композиционно изолированным от стен и башен монастыря, а его собственная композиция не получила целостного решения. Дальнейшее развитие Макарьевской ярмарки шло по пути все большего отделения ее от монастыря и превращения в самостоятельный торговый комплекс.
В 40-е годы XVIII века предпринимались попытки нового строительства ярмарки. Крупнейшие архитекторы России, такие, как И. Мичурин и И. Коробов, разработали несколько проектов, но чертежи эти не сохранились. В 1747 году началась заготовка материалов, но ввиду смерти Коробова дело шло медленно, и постройку распоряжением правительства отменили5.
К середине XVIII века строения ярмарки пришли в ветхость. Царский указ от 18 июня 1751 года гласил: «При Макарьевской ярмонке старый гостиный деревянный двор и многие лавки совсем обветшали... новый каменный гостиный двор определено строить на том же месте, где старый гостиный двор стоит»6. Но к 1755 году было построено только 830 балаганов на берегу Волги.
Как показали архивные документы, в последней четверти XVIII века продолжалась разработка различных вариантов планировки ярмарки. Но эти проекты остались не осуществленными. Тем не менее эти проекты интересны с точки зрения архитектурной мысли и градостроительства, поэтому стоит с ними познакомиться.
В проекте плана города Макарьева 1781 года ярмарка располагается на обширной территории у юго-восточной стены монастыря. Планировка ее существенно изменяется: она получает четкий прямоугольный план с системой восьми Г-образных торговых корпусов, длина большего равняется 200 м. Вход на ярмарку предусмотрен со всех четырех сторон (проходы располагались по середине их). На месте пересечения осей образовывалась главная площадь размером 60X100 м. Торговые строения никак не связывались с монастырем. Более того, в планировке города ярмарка являлась композиционным центром, к которому тяготело полукольцо городской застройки вместе с монастырем (рис. 2).
Рис. 2. Проект г. Макарьева и ярмарки 1781 г.
Таким образом, проект ярмарочного комплекса имел целостную композицию и представлял самостоятельное градостроительное образование.
Рис. 3. Проект г. Макарьева и ярмарки 1782 г.:
A - Макарьевский монастырь, B - новая ярмарка; C - вал, окружающий город; сплошная линия - проектируемая застройка; пунктир - существующая застройка.
Но выбор участка был неудачным: территория затоплялась весенними водами. Видимо, поэтому в следующем году утверждается новый план города, по которому торговый комплекс предполагалось разместить на небольшой предмонастырской территории (рис. 3). Это решение также не оправдывало себя. Территория была слишком мала для главнейшего торжища России, которое сделалось «мерилом внутренней торговли»7. Между тем неудачное проектирование ярмарки в течение XVIII века сказывалось все сильнее и сильнее.
В начале XIX века работы по проектированию ярмарки продолжались. Царским указом от 26 января 1804 года казанскому именитому купцу В. Евреинову было предоставлено право выстроить в городе Макарьеве каменный гостиный двор. Выполнение проекта В. Евреинов заказал крупнейшему архитектору академику А.Д. Захарову8.
В Центральном государственном историческом архиве СССР (ЦГИА СССР) хранится план гостиного двора с подписью: «Казанской именитой купец Василий Евреинов и Нижегородской Гражданской Губернатор третьяго класса Егор Кудрявцев»9. Подписи архитектора нет, но на основании вышеприведенного указа можно предположить, что этот чертеж и есть проект Макарьевского гостиного двора, сделанный А.Д. Захаровым.
Рис. 4. Планы торговых корпусов:
1 - Коренная ярмарка под Курском (архитектор Д. Кваренги), 2 - Макарьевская ярмарка (проект А. Захарова), 3 - Макарьевская ярмарка (проект И. Матвеева)
А.Д. Захаров представлял себе весь ярмарочный комплекс как единое здание и решал его по типу традиционного русского гостиного двора прямоугольного плана с закругленными углами. Но в связи с огромными размерами сооружения, стороны которого равнялись 200 и 290 м, он внес сильные изменения во внутреннюю планировку. Для размещения большего количества торговых лавок автор использовал прием, впервые примененный архитектором Д. Кваренги в гостином дворе Коренной ярмарки под Курском: создание внутренней торговой улицы, проходящей по середине здания. Освещалась она через ряд окон, расположенных по верху центральной части здания. Вследствие такой планировки торговые лавки расставлялись в четыре ряда (рис. 4). Двадцать четыре прохода вели на площадь внутри двора, на которой намечалась прямоугольная сетка улиц и участков для временных торговых лавок. К сожалению, не удалось обнаружить фасада этого интереснейшего проекта, судьба которого, как и всех предыдущих, сложилась неудачно. Посланный для исследования территории и определения места нового гостиного двора инженер-майор Ракуза установил, что «на всем пространстве, вокруг города Макарьева и монастыря лежащем, нет ни одного места, способного к устроению важного каменного здания»10. И потому в царском указе от 5 ноября 1804 года сказано: «...построить гостиный двор на том же берегу Волги деревянный»11.
Зимой 1804 года был утвержден новый проект ярмарки (автор его не установлен). Место для нее на сей раз было выбрано по указанию инженера Ракузы в 700 м северо-восточнее монастыря, на незатопляемой территории. В этом проекте ярмарочный комплекс уже рассматривается не как элемент города, он выносится за черту Макарьева и становится самостоятельным градостроительным объектом.
По этому проекту ярмарка приобрела гигантские размеры: 500X780 м, а вся площадь, включая складскую зону, равнялась 1,3 кв. км. В комплексе четко выражены три части, в которых главная роль принадлежит центральной. В ее решении нашли отражение все предыдущие проекты: она имела квадратный план, в центре ее располагалась площадь, обстроенная торговыми корпусами. Впервые проектируется канал, который отделяет торговую часть от складской зоны и самого города, а также выполняет функцию огромного резервуара для воды на случай пожара. Рядом с каналом располагается здание театра и отводится место для армянской церкви (рис. 5). Эти сооружения, являвшиеся неотъемлемой частью ярмарки, как и прежде, не вошли, в единую композицию.
Рис. 5. Проект г. Макарьева и ярмарки 1804 г.:
1 - место для армянской церкви, 2 - театр, 3 - бывшая ярмарка
Летом 1805 года начинается строительство по этому проекту. Первоначально был построен образцовый деревянный корпус12. Он имел прямоугольный план со сторонами 17 и 128 м, фасады решены сплошным рядом арок, за которыми находились галереи и два ряда лавок. Центральная и угловая арки оформлены простыми по пластике порталами.
Рис. 6. Проект ярмарки архитектора И. Матвеева:
1 - театр, 2 - экипажный балаган, 3 - армянская церковь, 4 - биржа, 5 - канал
Строительство велось под наблюдением архитектора И. Матвеева. Этот же архитектор спроектировал и новый план ярмарки, отличавшийся более высоким градостроительным уровнем (рис. 6). На главной площади он предполагал поставить театр и экипажный балаган, которые должны были подчеркнуть симметричность композиции, а армянскую церковь и татарские ряды он также располагает на оси, но только за пределами гостиного двора. Проходы между корпусами оформлялись небольшими башенками. Матвеев хотел придать ярмарке более сильное архитектурное выражение. В этом проекте все здания стали выполнять активную роль в комплексе, и впервые в истории русского градостроительства ярмарка получила целостную планировочную структуру.
Указом от 17 марта 1806 года дается разрешение построить один каменный корпус и «для производства сего здания употребить архитектора Матвеева»13. По архивным проектным материалам, новый корпус представлял монументальное сооружение площадью 5500 кв. м с повышенной центральной частью, в которой находилась контора управления ярмарки. Первый этаж опоясывался лентой аркад, разрывавшейся центральным объемом и угловыми башнями, покрытыми рустом (рис. 7). В плане видно заимствование приема проекта Захарова: 7-метровой ширины торговая улица проходит по середине корпуса (рис. 4). Над лавками располагались жилые комнаты. Это здание благодаря большой высоте (высота основной части - 16 м, а центральной - 21,5 м) доминировало среди других торговых корпусов и было главным во всем комплексе. Это хорошо видно на фрагменте развертки, выполненной автором настоящей статьи на основе проектных материалов, на которой показана правая половина корпуса.
Рис. 7. Фрагмент развертки центральной части ярмарки
Чертеж автора
Несмотря на достоинства проекта Матвеева, он так и не был осуществлен, за исключением архитектурного оформления входов: не был построен театр, в проекте осталась армянская церковь. Огромный театр князя Шаховского, вмещавший до 1000 человек, расположили за чертой ярмарки, у ее входа14. В музее Академии художеств в Ленинграде хранятся два варианта церкви, созданные архитектором А. Кутеповым в 1810 году15. Эти проекты представляют хорошие образцы классицизма, и церковь, несомненно, украсила бы Макарьевскую ярмарку. В первом варианте на статичном объеме центрального зала покоится пологий купол, который контрастирует с изящной четырехъярусной колокольней, устремленной вверх и завершенной шпилем (рис. 8).
Рис. 8. Фасад армянской церкви. Архитектор А. Кутепов
В 1805 году, во время строительства, ярмарку посетил проездом в Китай лейб-медик Г. Реман - единственный очевидец, оставивший нам ее живое непосредственное описание. Вот как описывает он увиденное: «...строится здесь со свойственною русским скоростью множество лавок и домиков, они составляют прямые улицы, где видишь гостиницы, ресторации, кофейные дома, театр, залы для танцев; все сии здания расписаны и украшены со вкусом... Сие здание (центральная часть ярмарки.- С.Ш.) занимает исполинское пространство; оно, может быть, есть величайшее на свете в сем роде, и без сомнения единственное, ибо построено для того, чтобы служить только три недели в году»16.
В 1809 году строительство ярмарочного комплекса было закончено.
Он имел симметричную композицию и состоял из большого количества лавок, сгруппированных вдоль улиц. Центральная часть, имевшая квадратный план, включала 24 деревянных корпуса и один каменный, расположенный на оси и обращенный на главную площадь. В середине была образована еще одна площадь, на которой построили здание биржи. С двух сторон центральную часть застроили торговыми лавками, имевшими менее регулярный план. Весь гостиный двор был окружен сухим каналом.
То есть комплекс был сооружен по проекту 1804 года без существенных изменений.
В последующие годы намечалось строительство жилых зданий, о чем говорит проект плана ярмарки 1811 года архитектора Гесте17. Но строительство их не вышло из подготовительной стадии.
На этом Макарьевская ярмарка завершила 300-летний процесс развития торговых центров и явилась важным вкладом в историю русского градостроительства начала XIX века. Без практики проектирования и застройки Макарьевской ярмарки возведение ансамбля в Нижнем Новгороде было бы невозможно.
Выстроенный ярмарочный комплекс просуществовал недолго. В 1816 году он был полностью уничтожен пожаром (за исключением каменного корпуса), а на следующий год Макарьевская ярмарка перемещается в Нижний Новгород, где получает свое наивысшее проявление в уникальном ансамбле, созданном архитектором О. Монферраном18. Временно, с 1817 по 1821 год, ярмарка (проект архитектора И. И. Межецкого) размещалась в деревянных балаганах, вытянувшихся вдоль р. Оки более чем на километр, а в 1818 году началось строительство нового каменного гостиного двора.
До настоящего времени автором Нижегородской ярмарки считается Августин Августинович Бетанкур - инженер, получивший европейское признание и возглавлявший «Комитет строений» в Петербурге. Автор данной статьи установил, что его роль в создании ярмарки несколько преувеличена: он сделал проект инженерной подготовки территории, руководил всем строительством, а также явился создателем ряда инженерных сооружений - шлюзов, мостов, 20-километрового канала, соединившего р. Пыру с озерами, обеспечивавшими шлюзы водой.
Автором же планировки и архитектуры комплекса, как мне удалось установить, был французский архитектор Огюст Рикар де Монферран, в 1816 году приехавший из Парижа в Россию и служивший начальником чертежной мастерской в «Комитете строений». Материалы музея Академии художеств в Ленинграде раскрывают роль О. Монферрана в создании проекта всего градостроительного ансамбля ярмарки. Хранящиеся в музее документы представляют собой, кроме законченных чертежей, эскизы и рисунки отдельных зданий и даже скульптур, на которых сохранились его замечания на французском языке и личные подписи. Некоторые эскизы, выполненные китайской тушью на пергаменте, удивляют тонкостью прорисовки деталей, а рисунки раскрывают архитектора как блестящего рисовальщика19. Эти чертежи и эскизы имеют большое значение для исследования творческого метода архитектора, а также дают возможность проследить его мысль от первоначальных вариантов до законченного чертежа. В этом отношении особенно интересны эскизы Главного дома, Китайских рядов и Спасского собора. В эскизах видно стремление Монферрана добиться композиционного и архитектурного единства в разнообразных зданиях, поэтому на некоторых листах он размещает их вместе. Самой ценной находкой явилась перспектива, выполненная Монферраном и показывающая весь ансамбль ярмарки (рис. 9).
Рис. 9. Перспектива Нижегородской ярмарки
С рисунка О. Монферрана. 1822 г.
К 1822 году ансамбль был в основном построен. В последующие годы комплекс сильно разрастается и достигает с одной стороны Московской улицы (ныне Советская ул.), а с другой - берега Волги.
Нижегородская ярмарка, спроектированная О. Монферраном и построенная А.А. Бетанкуром, является единственным примером торгового ансамбля не только в русском, но и в мировом градостроительстве.
|