Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.11.2007

Стена Борисоглебского монастыря в Торжке

Проект Классика

Эта невысокая полуруинированная стенка с выветрившейся кладкой является ярким примером целого направления в русской архитектуре XVIII в., причем примером чуть ли не самым северным. Это направление – декоративные фортификации монастырей. Дело в том, что в XVI–XVII вв. многие монастыри, бывшие царскими богомольями, получили каменные стены и постоянные гарнизоны, то есть превратились в настоящие кремли. Иногда эти каменные укрепления монастырей играли роль градообразующую, и кремлем в городе фактически становился монастырь, тогда как старое городище с воеводским двором постепенно ветшало и забрасывалось (так было в Звенигороде и в Боровске). Но к концу XVII в. фортификации стали бастионными, и нужда в каменных монастырских кремлях отпала. Однако вокруг монастырей продолжали строить стены и башни, которые при меньших, почти игрушечных размерах сохраняли все видимые признаки фортификаций: бойницы подошвенного и среднего боя, навесной бой и венчающие зубцы, аркаду с внутренней стороны стены.
Эти почти игрушечные ограды монастырей были одним из проявлений позднесредневекового исторического и композиционного сознания: образ монастыря как крепости уже сложился, и этот образ стремились воспроизвести в новом строительстве – декоративно, в меньшем масштабе и без военной серьезности, но с сохранением не только иконографии, но и инженерных решений. Этот позднесредневековый «театр» происходил в провинциальных монастырях в первой половине XVIII в., тогда как в Петербурге развивалась уже барочная архитектура Нового Времени. Стены-декорации были в это время возведены во многих обителях Замосковного края: в Рождественском во Владимире, Покровском в Суздале, Лукиановой пустыни и других. Севернее, за Волгой, мы можем указать только на великолепную ограду Антониево-Краснохолмского монастыря.
Фрагмент с датой
Стены Борисоглебского монастыря в Торжке начали сооружать в 1730-е гг., а закончены они были в 1741 г., о чем сообщает дата, выложенная из кирпича и помещенная на западном фронте. Своей видимой серьезностью, небольшими физическими размерами и ощутимой декоративностью стены монастыря вписываются в ряд позднесредневековых оград: здесь есть и аркада изнутри, и боевой ход, и зубцы, и членящие стену на прясла лопатки, на которых помещены интересные барочные «фартуки». Самой интересной деталью является упомянутая дата – «1741». Это уникальное свидетельство европеизации русской архитектуры: в этот период, да и вообще на протяжении XVIII века дату на фасаде мы увидим лишь на немногих петербургских зданиях (укажем на ворота Иоанновского равелина Петропавловской крепости) и редких зданиях в провинции.
Позднее ограда получила множество дополнений: все башни относятся уже к более позднему времени, включенную в ограду надвратную церковь сменила существующая ныне колокольня, а в 1941 г. в зубцах пробили амбразуры для стрельбы из винтовок. Но и в нынешнем, жалостном виде стена сохраняет ценность архитектурного раритета.
 Библиография:
Илиодор. Историко-статистическое описание города Торжка. Тверь, 1860. С. 79;
Димитрий (Самбикин). Монастыри и приходские церкви г.Торжка и их достопримечательности. Тверь, 1903. С. 16