Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.11.2007

К вопросу о ростовской архитектурной школе XV-XVI вв.

Ростовская архитектурная школа впервые подробно рассмотрена в работах Н.Н. Воронина, в дальнейшем изучение школы шло по пути исследования отдельных памятников. В трудах С.С. Подъяпольского детально изучена часть школы - зодчество Белозерской земли. С.С. Подъяпольский собрал данные о каменном строительстве в заволжских монастырях и сопоставил их со сведениями о строительстве в Ростовской земле. Однако, исследователь, в конечном счете, разделил строительство в этих районах, а также пришел к выводу о значительном оттоке мастеров в Белозерский край в 1540-х гг. и оформлении на севере черт собственной школы. Нам представляется необходимой попытка выстроить последовательность каменного строительства на всей территории Ростовской епархии, которая в конце XV в. выделила еще и Вологодскую и Великопермскую епархии.

Строительство началось в конце 1470-х гг. в Угличе (1479 - 1483 гг. - Покровский собор Покровского монастыря в Угличе), продолжилось на севере (1481 г. - собор Спасо-Каменного монастыря), опять перешло в Углич (1485 г. - Спасо-Преображенский собор в Угличе) и затем вновь возобновилось на севере (1490 г. - собор Ферапонтова монастыря, 1496/97 г. - Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря, Прохор Ростовский). Вероятно, следует объединить изучение углических и белозерских памятников, что позволит собрать данные о диапазоне приемов ростовских мастеров конца XV в.

В 1497 - 1505 гг. наступает перерыв в строительстве. В этот период, возможно, строится Успенский собор в Ярославле, где тон задавали московские мастера. Московские мастера строят и Спасский собор в Ярославле (1505 - 1516 гг.), а также, видимо, и Святые ворота (1516 г.). В дальнейшем строительство идет практически непрерывно до конца 1540-х гг., причем строительство в Ростовской и Белозерской землях перемежается, встречаются одни и те же здания, в некоторых случаях артель "раздваивается". Приведем данные о ходе строительной деятельности: 1519 г. - трапезная с церковью Введения К-Б монастыря; 1521 г. - Троицкий собор Павла-Обнорского монастыря; 1522 - 1524 гг. - собор Борисоглебского монастыря и 1524 - 1526 гг. - трапезная с церковью Благовещения и "каменные прочие службы" Борисоглебского монастыря, Григорий Борисов. На строительство в Борисоглебском монастыре "накладывается" деятельность в Кириллове и Угличе: 1523 г. - Святые ворота и казенная келья К-Б монастыря, 1524 г. - Покровский собор в Угличе, 1526 г. - церковь Николы "под колоколы" в Покровском монастыре в Угличе. Другое "наложение" отмечено в 1530 - 1534 гг.: одновременно сооружаются трапезная с церковью Благовещения Ферапонтова монастыря (1530 - 1534 гг.) и церкви Иоанна Предтечи и Гавриила Архангела К-Б монастыря (1531 - 1534 гг.). В дальнейшем строительство идет последовательно, что, видимо, говорит о перемещении одной артели: 1536 г. - Успенская трапезная церковь Павло-Обнорского монастыря; 1537 - 1543 гг. - собор Спасо-Прилуцкого монастыря и колокольня; 1543 - 1549 гг. - трапезная и Успенская церковь "под колоколы" Спасо-Каменного монастыря, Пахомий Горяинов ростовец, Григорий Борисов; 1544 г. собор Воскресенского Горицкого монастыря; ок. 1545 г. - надвратная церковь Сергия Борисоглебского монастыря; 1546 г. - церковь Павла "под колоколы" Павло-Обнорского монастыря, мастер Григорий. К указанному периоду относятся также точно не датированные трапезная с церковью Рождества Спасского монастыря в Ярославле, звонница того же монастыря (?), Воскресенская церковь с трапезной Корнилиево-Комельского монастыря, а также, вероятно, и собор Введения этого монастыря.

Следует отметить, что для отнесения к Ростовской школе и включения в общую картину строительной деятельности ростовских мастеров собора (1521 г.) и трапезной (1525 г.). Калязина монастыря и соборов Данилова (1530 г.), Никитского и Федоровского (1550-е гг.) монастырей в Переславле-Залесском, как это делают Н.Н. Воронин и С.С. Подъяпольский, нужны отдельные исследования и убедительные доказательства. Калязин и Переяславль соседствует с Ростовской землей, но не входят в состав епархии.

С 1550-х гг. строительство значительно смещается на север, но и в южной части не замирает окончательно. Представляется, что изучение южных памятников (Ростов, Ярославль, Углич) второй половины XVI в. вместе с памятниками севера поможет создать цельную картину развития школы. При этом необходимо учитывать отделение кирилловских мастеров, почти непрерывно строивших в своем регионе, но, по всей видимости, не порывавших с ростовской традицией и развивающих ее.

После небольшого перерыва (1546 - 1552 гг.) строительство продолжается почти непрерывно. 1552 - 1553 гг.-подряд на церковь Успения в Белозерске, мастера Горяин Григорьев, Царев и Третьяк Борисов Ростовка, церковь закончена новгородскими мастерами. 1554 г. - Владимирский придел Успенского собора К-Б монастыря; 1554 - 1556 гг. - собор Авраамиева монастыря в Ростове; 1554 - 1558 гг. - Успенский собор в Великом Устюге, 1560 - трапезная с церковью Сергия К-Б монастыря; 1560 - 1570-е гг. - Благовещенский собор Сольвычегодска; 1563г. - Введенская церковь с трапезной Николо-Улейминского монастыря; 1566 г. - церковь Вознесения в Ростове, "великого князя мастер" Андрей Малой; 1568 - 1570-е гг. - Софийский собор в Вологде (московские мастера?); 1569 - 1572 - надвратная церковь Иоанна Лествичника К-Б монастыря. Кроме того, к 1550 - 1570-м годам относятся: стены Спасского монастыря в Ярославле, Введенский собор Толгского монастыря; поварня К-Б монастыря, казенные палаты К-Б и Ферапонтова монастырей, паперти соборов К-Б и Ферапонтова монастырей. Как видим, строительный континуитет характерен и для середины - третьей четверти XVI в., причем строительство ведется и на юге и на севере.

После перерыва строительства в конце 1570-х - начале 1580-х гг., что характерно для всей России, каменное зодчество продолжает существовать только на севере, за единственным исключение (собор Улейминского монастыря). Именно в это время ростовская школа окончательно переходит на север и делается, по сути, белозерской 1585-1587 - Кирилловский придел Успенского собора К-Б монастыря; 1584- 1605 гг. - новая паперть Успенского собора К-Б монастыря; 1589 г. - Никольский собор Николо-Улейминского монастыря; 1590 г. - надвратная церковь Федора Стратилата Спасо- Прилуцкого монастыря; ок. 1591 г. укрепления Успенского монастыря К-Б монастыря; 1593 г. - надвратная церковь Вознесенского Тихвинского монастыря (по стилю - ростово- белозерские мастера); 1594 г. - достройка церкви Сергия К-Б монастыря; 1595 г. - надвратная церковь Преображения К-Б монастыря; ок. 1596 г. - колокольня К-Б монастыря; 1599 - 1600 гг. - укрепления Ивановского монастыря К-Б монастыря. Те же мастера в 1611 г. возводят приделы собора Горицкого монастыря, выводя теперь уже "белозерскую" школу в XVII столетие.

Исследование строительной непрерывности, континуитета Ростовской школы позволяет выделить периодизацию основных периодов, а также обратить внимание исследователей на комплексное изучение архитектуры собственно Ростовской земли (юга) и Белозерья (севера).