Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.11.2007

Храмоздательная деятельность митрополита Ионы в Ярославле

Митрополит Иона Сысоевич1, знаменитый церковный деятель XVII в., управлял одной из богатейших митрополий страны – Ростово-Ярославской – около 40 лет, с 1652 по 1690 г. Он пользовался огромным влиянием в своей епархии, обладал немалыми материальными возможностями, что позволило владыке с необыкновенным блеском проявить данный ему талант архитектора. Митрополит Иона прославился как «неутомимый труженик, большой знаток и любитель строительства. Преосвященный зодчий украсил свою митрополию великолепнейшими по времени зданиями и храмами»2. Исследователями подсчитано, что в Ростове и окрестностях владыка построил 14 храмов3.

Самое знаменитое творение митрополита Ионы – ансамбль Ростовского Кремля, но владыка не обделял вниманием и Ярославль – крупнейший, экономически развитый, динамично растущий город митрополии. И если документальных сведений о строительных работах Ионы Сысоевича в Ростове почти не сохранилось, то совсем по-другому обстоит дело в отношении Ярославля – как удалось выяснить в ходе подготовки данного сообщения, до нашего времени дошли тексты 19 митрополичьих грамот, писем, других документов, связанных с Ярославлем (со временем этот список, мы надеемся, пополнится – достаточно заметить, что в Словаре книжников и книжности Древней Руси указаны только две грамоты владыки, связанные с Ярославлем). Это подлинные грамоты и списки с них разного времени, хранящиеся ныне в Государственном архиве Ярославской области (ГАЯО), тексты документов, прочитанные с подлинников дореволюционными исследователями и опубликованные ими в Ярославских епархиальных ведомостях (ЯЕВ), Ярославских губернских ведомостях (ЯГВ), книгах ярославских краеведов прошлого по истории отдельных храмов. Обобщение уже имеющихся материалов о храмоздательной деятельности митрополита Ионы в Ярославле, представление новых являются темой данной статьи, причем под храмоздательной деятельностью следует понимать не только строительство и украшение церквей, но и прославление святынь, в них находившихся, и учреждение крестных ходов.

Нужно вспомнить, что собой представлял Ярославль времени начала управления митрополией Ионы Сысоевича. В городе из камня были построены, не считая оборонительных сооружений и трех небольших, трапезного типа храмов, ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, Успенский и Казанский соборы, три монументальные летние приходские церкви – Николы Надеина, Рождества Христова, Ильи Пророка. Остальные храмы в сорока с лишним приходах оставались деревянными.

Началом правления Ионы Сысоевича принято считать 15 августа 1652 г., когда он обратился с посланием к пастве, а за две недели до этой даты в Ярославле произошло знаменательное событие, на котором преосвященный, скорее всего, присутствовал – 30 июня по пути из Соловецкого монастыря в Москву в город были принесены мощи святителя Филиппа, митрополита Московского4. Сопровождал святые мощи Никон, бывший в то время митрополитом Новгородским и избранный по возвращении из Соловков в патриархи.

Осенью того же года в Тверицком приходе возвели теплую деревянную церковь во имя Филиппа митрополита Московского с приделом в честь святых Соловецкой обители. Эти любопытные сведения стали известны в 1886 г., когда троицкий священник Вениамин Иванович Крылов обнаружил «под нижней напрестольной одеждой» теплого храма два старинных антиминса. Надпись на одном из них сообщала об освящении церкви 8 ноября 1653 г. митрополитом Ионой в честь Филиппа, митрополита Московского, на втором – об освящении в тот же день придельного престола во имя святых Соловецкой обители Зосимы и Савватия5. Можно предположить, что судно с мощами святителя останавливалось в Тверицах, и это событие не без участия митрополита Ионы было отмечено постройкой храма и посвящением его престолов.

В 1653-1654 гг. страшная моровая язва, унесшая жизни сотен тысяч людей в «царствующем граде Москве» и по всей Руси, настигла и Ярославль. Это время ознаменовалось обретением в Земляном городе – в деревянной Троицкой церкви – чудотворной иконы Смоленской Богоматери, с которой был совершен крестный ход. И «молитвами утишася таковый гнев Божий … и язва оная смертоносная преста».

В память избавления города от моровой язвы митрополит Ростовский Иона учредил ежегодный крестный ход, а в 1655 г. по его указу водрузили крест на Поклонной горе, «у врат града Ярославля» со стороны Ростова, откуда открывался прекрасный вид на город. Надпись на кресте, установленном для защиты Ярославля от «тлетворных ветров бед», по преданию, – творчество владыки.

Крест находился сначала в деревянной часовне, рядом с которой поселились несколько семей из деревень Ильцинское, Михайловское и из прихода церкви Николы в Меленках. В 1677 г. на месте часовни крестьянами Спасского монастыря была построена деревянная церковь Положения Ризы Богоматери. Так возникло село, которое получило сохранившееся до наших дней название Крестобогородское, или Крест.

Недавно нами были выявлены новые факты по истории главного храма Ярославля – Успенского собора. Как удалось выяснить с помощью обнаруженных в архиве Ярославской области документов, собор был сооружен в 1646 г. не на фундаментах древней постройки, а на новом месте6, но еще дважды в XVII в. возникала потребность его обновления – после двух пожаров, великого – 1658 г. и малого – 1670 г., в которых здание пострадало. На возможность перестройки собора после первого пожара указывает грамота царя Алексея Михайловича от 28 июня 1659 г. «богомольцу нашему Ионе, митрополиту Ростовскому и Ярославскому» с указом «соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы построить наново» (других документальных подтверждений о работах в соборе в это время обнаружить не удалось).

Второй пожар, принесший немало разрушений городу, случился в 1670 г. Его описание тоже было найдено в архиве, ярославцы сообщали в челобитной царю Алексею Михайловичу, что 5 июля, в третьем часу ночи «от молнии в Ярославле на проезжей большой Михайловской башне загорелась кровля. А в то время учинились ветры и вихри великие и от того запаления в Ярославле каменные церкви огорели». На Успенском соборе, уточняли челобитчики, «главы и кресты и кровля сгорели, а мощи святых ярославских чудотворцев благоверных князей Василия и Константина вынесены в целости, и местные образы вынесены ж»7.

После пожара, в 1671 г., по указу царя в Ярославле из таможенных доходов «на постройку соборной и Апостольской церкви Успения Пресвятой Богородицы дано девять сот пятьдесят семь рублев»8. И хотя не уточнялось, на какие работы пошли немалые по тем временам средства, известно, что в 1674 г. митрополит Иона заново устроил и освятил в соборе оба придела – князя Владимира и ярославских князей Василия и Константина, к этому времени были также выполнены росписи храма. Возможно, в ходе этих капитальных работ перекладывались внешние стены, изменилась их фасадная декорация – появились аркатурные пояса, оформления барабанов и другие детали, что дало возможность исследователям предположить, что поновительные работы в соборе велись под наблюдением ростовского митрополита Ионы. Кстати, Успенский собор – единственный храм Ярославля, художественный облик которого сложился под влиянием архитектурных пристрастий владыки, ярко проявившихся в постройках Ростовского Кремля9.

Вернемся к великому пожару 1658 г. Он послужил толчком к началу небывалого по размаху церковного строительства в богатом Ярославле – на месте деревянных возводились величественные каменные храмы, за короткий срок расцвела, оформилась ярославская школа архитектуры и живописи. За время управления митрополией Ионы Сысоевича в городе было возведено около 50 каменных церквей, и, естественно, ни одна из них не сооружалась без его благословения.

Прихожане и священнослужители посадских храмов обращались к владыке с челобитными о разрешении на начало строительства, чаще всего отвозили их в митрополичью резиденцию лично. Вот как это описано в «Сказании об иконе Смоленской Богоматери» Смоленского на Бору монастыря под Ярославлем. Один из деревянных храмов монастыря, Троицкий, стал мал, и «многим людям плач бысть тесноты ради церковной. И молят игумена Гордиана о другой церкви утеснения ради, чтоб другой церкви быть. Игумен же со всеми прихожаны моление сотворил преосвященному Ионе, митрополиту Ростовскому и Ярославскому, о новой церкви. И преосвященный Иона, митрополит Ростовский и Ярославский, выслушав моления и взем бумагу и чернила, своею рукою написав грамоту, что быти храму святой и живоначальной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. И повелел священный антиминс дати… И всем бысть радость»10.

Из сохранившихся грамот и писем митрополита Ионы, отправленных в Ярославль, 11 даны им на построение и освящение храмов – Димитрия Солунского, Иоанна Предтечи, Николы в Меленках, Сошествия Святого Духа. В этих документах содержатся ценные фактографические сведения – имена настоятелей ростовского и ярославского Успенских соборов, священников приходских храмов и прихожан, чаще всего эта информация является уникальной – так, только из митрополичьей грамоты на строительство каменной церкви Сошествия Святого Духа 1688 г. можно узнать, что и предыдущий храм был каменным11.

Тексты Благословенных грамот являлись идентичными: «Как изготовите кирпич и известь и камень бутовой и сваи к церковному каменному строению, и вам бы велеть рвы копать и сваи бить и бут бутить, а как рвы выкопают и свай набьют и бут выбутят, и вы б велели обложить каменную церковь ... а на основание тое церкви говорили бы есте молитвы и пели молебны и воду святили и святою водою церковное место кропили, а как церковь обложат и совершат и церковное строение исполнят, и вы б взяли в Ростове у соборного протопопа … наше благословение, святые антиминсы, и призвали б вы из Ярославля соборного протопопа … и тое церковь с пределы освятили, и божественную литургию соборне служили»12.

Обычно в таких грамотах предписывался порядок устроения храма: «А престолы бы вы велели учредить посреди алтарей, а те бы престолы были за стенами и не на одном пороге. А к стене престолов отнюдь не приделывать, а под церковным помостом высподи иных престолов и приделов не приделывать же»13.

Семь посланий митрополита Ионы отправлены священнику церкви Димитрия Солунского Иоанникию, который являлся незаурядной личностью14.

Священник Иоанникий прослужил в церкви Димитрия Солунского 27 лет, с 1659 по 1686 гг., делал для ее обустройства «значительные пожертвования из своей собственности»15. По всей видимости, особые отношения связывали его с митрополитом Ионой: сохранилось письмо владыки священнику с благодарностью за доставленную Митрополичьему двору рыбу. Иоанникий в 1686 г. был поставлен протоиереем Успенского собора, где настоятельствовал 10 лет (в ГАЯО хранится подлинная Епитрахильная грамота 1686 г. Ионы Сысоевича протопопу Успенского собора Иоанникию – этим документом дозволялось овдовевшему священнику продолжать священнослужение. В 1696 г., уже после смерти Ионы Сысоевича, он, после принятия пострига под именем Иоасаф, был поставлен настоятелем Ростовского Богоявленского монастыря16.

В ЯЕВ были опубликованы платежные расписки священника Иоанникия о выплате церковных пошлин за 1660–1680-е гг., они помогают прояснить источники финансирования строительных работ митрополита в Ростове и Ярославле. Одна из статей обязательных выплат, которыми облагался Димитриевский храм (как и другие церкви митрополии) – это дань «в митрополичье домовое Ростовское дворовое строение». Очень интересно отметить динамику роста платежей: если в 1664 г. дань на обустройство Архиерейского дома составляла всего 10 алтын, то к 1680 г. выросла до 2 руб. 3 алтын. Кроме того, эти расписки дают возможность установить более точно дату постройки ярославской резиденции Ионы Сысоевича – Митрополичьих палат (до сих пор она достаточно размыта – 1680-е гг.): если в ранние годы сборщики дани не имели определенного адреса в Ярославле, то с 1682 г. они проживали в «на домовом митрополичьем дворе».

Строительство Митрополичьих палат с домовой церковью – единственное в Ярославле, которое осуществлялось по непосредственному заказу митрополита Ионы. По его желанию, скорее всего, храм при архиерейской резиденции был освящен во имя самого почитаемого на то время ростовского святого – Леонтия Ростовского. Кстати сказать, и церковь при подворье владыки в Москве, где он бывал во время своих частых и долгих отлучек по церковным делам, имела такое же посвящение.

Во второй половине XVII в. все больше храмов в Ярославле возводилось не «усердием» одного жертвователя, а на средства всего прихода. В это время наметилась интересная тенденция в церковном строительстве, которую поддерживал митрополит Иона. В 1667 г., по завершении возведения теплого каменного Вознесенского храма предтечевского прихода владыка дал по челобитью прихожан Благословленную грамоту на совершение ежегодного крестного года в приходской престольный праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи из Успенского собора в Толчковскую слободу. На другой престольный праздник этого прихода – Рождества Иоанна Предтечи – Иона Сысоевич благословил успенского протопопа «со кресты ходить по вся годы, молебная совершить и воду освятить как ходят и к иным церквам» в 1672 г., к началу строительства каменной церкви Иоанна Предтечи. Надо полагать, что ежегодное совершение двух крестных ходов поддерживало предтечевских прихожан в трудах по устроению храмов и давало дополнительные средства на их завершение.

В июне 1688 г. владыка дал грамоту, которой благословил в соседнем Николопенском (Федоровском) приходе постройку каменной теплой церкви Николая Чудотворца и разрешил установить ежегодный крестный ход из Успенского собора в Федоровский храм на день празднования иконы Федоровской Богоматери, 16 августа.

Итак, правление ростовского митрополита Ионы совпало с развернувшимся церковным строительством самого крупного и богатого города епархии, естественно, роль владыки в этом была немалой и разнообразной. Однако вопросы о влиянии митрополита на архитектурную стилистику сооружаемых храмов, посвящения престолов и другие не менее важные стороны храмоздательной деятельности, ждут своего исследователя.

1.О митрополите Ионе см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в. Ч. 2. СПб., 1993; Титов. Ростовский Кремль. М., 1912.

2.Титов А.А. Ростовский Кремль. М., 1912. С. 15.

3.Введенская – 1650, Никольская – 1655 в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор – 1657, Михаила Архангела – 1658 в Белогостицком монастыре, стены и башни митрополичьего дома – 1670–1675, там же Воскресенская – 1670, Григорьевского затвора – 1670, Белая, Отдаточная и Ионинская палаты 1672–1680, Спаса на Сенях – 1675, Сретенская и звонница Борисоглебского монастыря – 1680, Звонница в Кремле – 1680–1682, Собор Петровского монастыря 1682–1684, Иоанна Богослова в митрополичьем доме – 1683, Троицкий собор Зачатьевского монастыря – 1686–1691 (Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в. Ч. 2. СПб., 1993. С. 93).

4.Святой Филипп (в миру – Федор Степанович Колычев, 1507–1569) – игумен Соловецкого монастыря, с 25 июля 1566 г. – митрополит Московский, осуждал Ивана Грозного за проведение опричнины. В 1568 г. митрополит был заточен в Тверской Отрочь монастырь, где 23 декабря 1569 г. задушен Малютой Скуратовым. В 1591 г., когда мощи святителя перенесли в Соловецкую обитель, был причислен к лику святых.

5.ЯЕВ. 1886. Ч. неофиц. Стб. 443–445. Исследователь истории Ярославля В.И. Лествицын так описывал обстоятельства перенесения мощей святителя Филиппа: «В июне 1652 года грамотой царя велено было Никону плыть со святыми мощами митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря морем до Онежского устья, рекою Онегою на Каргополь, откуда реками же и озерами на Волок на Коротке, затем вниз рекою Шексною, потом Волгою, Дубною, Яхромою до Дмитрова, а из Дмитрова идти сухим путем в Москву. Но обстоятельства заставили Никона совершить с мощами священномученика тот самый путь до Москвы, которым впоследствии сам он должен был возвращаться из заточения в устроенную им Воскресенскую обитель (известно, что Никон в последний раз не достиг до своего Иерусалима и умер в нашем городе. - прим. В. Лествицына.). В приходно-расходных книгах Кириллова Белозерского монастыря под 25 числом июня 1652 г. записано: преосвященный Никон, митрополит Великого Новгорода и Великих Лук, да государев боярин князь Иван Никитич Хованский со товарищи, едучи из Соловецкого монастыря к Москве с мощами святого Филиппа, митрополита Московского всея Руси чудотворца, взяли монастырское святоводское судно (на котором возили в Москву святую воду после монастырских праздников. – Т. Р.) до Ярославля и на том судне посланы с ними монастырские работные люди из найму. Прибыв из Белозерска в Рыбинск, Никон, по случаю оказавшегося вверху Волги мелководья, направил свой путь в Ярославль и отсюда сушею в Троицко-Сергиевскую лавру, куда и прибыл 4 июля».
Позднее приделы во имя святителя Филиппа были устроены в церквах Ризоположенской села Крест и Владимирской на Семике в Ярославле, сооруженных в 1677 и 1678 гг. Ярославский купец Иван Иванович Кемский в 1689 г. построил в Тверицах на свои средства взамен деревянной зимнюю каменную церковь во имя Зосимы и Савватия Соловецких. Престол Митрополита Филиппа в новом храме был упразднен.

6.ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 483. Л. 21 об.–21а.

7.ЯЕВ. 1895. Ч. неофиц. Стб. 454.

8.Вдовиченко М.В. Дата и заказчик Успенского собора в Ярославле // V научные чтения памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2001. С. 3–10.

9.ЯЕВ. 1892. Ч. неофиц. Стб. 313.

10. ЯЕВ. 1880. Ч. неофиц. Стб. 176.

11. ЯЕВ. 1894. Ч. неофиц. Стб. 274.

12. Там же.

13. ЯЕВ. 1894. Ч. неофиц. Стб. 276–278.

14. Поп Иоанникий состоял в частной переписке со стольником Сергеем Александровичем Хитрово, комнатным у царя Федора Алексеевича. Боярин «Сергунька» писал, обращаясь к «Аникею Ивановичу»: «А человек ты, Государь, знатной и доброй». Связями со двором можно объяснить помощь, оказанную священнику в строительстве каменного храма прихода. По своей челобитной он получил от царя Алексея Михайловича «на церковное каменное строение от городского дела сто тысечь кирпича зженого», оставшегося от сооружения стен и башен Ярославля.
Труды ЯГУАК. Кн. VI. Вып. 1. С. 312.

15. ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 169. Л. 7.
 
Приложения
 
Грамоты ростовского митрополита Ионы Сысоевича в Ярославль


 

1. Грамота 1659 г. на построение церкви Георгия Победоносца Димитриеского прихода // ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 441. Л. 1 (подлинник). См. также: ЯГВ. 1894. Ч. неофиц. Стб. 262–264.

2. Грамота от 27 декабря 1659 г. на построение каменной теплой церкви Вознесения Господня Предтечевского прихода // Предтечевская церковь в Ярославле. С. 46–47.

3. Грамота от 2 сентября 1660 г. на построение деревянной теплой церкви Вознесения Господня Предтечевского прихода // Предтечевская церковь в Ярославле. С. 47–48.

4. Грамота от 27 августа 1667 г. на совершение ежегодного крестного хода из Успенского собора в церковь Иоанна Предтечи // Предтечевская церковь в Ярославле. С. 50–51.

5. Грамота от 9 февраля 1668 г. на построение церкви Николы в Меленках // Храмы Николо Мельницкого прихода в Ярославле. С. 28–29.

6. Наказная поповскому десятскому дьякону Димитриевской церкви Дометию (Дометиану) о наблюдении за порядком в 8 храмах. 1670-е гг. // ЯЕВ. 1894. Ч. неофиц. Стб. 299–300.

7. Грамота от 15 августа 1671 г. на построение церкви Иоанна Предтечи // Предтечевская церковь в Ярославле. С. 49–50.

8. Грамота 1671 г. о закладке церкви Шуйской Богоматери Димитриевского прихода // ЯЕВ. 1894. Ч. неофиц. Стб. 273–276.

9. Письмо священнику Дмитриевской церкви Иоанникию о доставке рыбы в Ростовский Архиерейский дом. 1673 г. // ЯГВ. 1850. Ч. неофиц. № 4.

10. Челобитная священника Иоанникия о разрешении освятить церковь Шуйской Богоматери Димитриевского прихода с припиской митрополита Ионы от 10 июня 1673 г. с указанием об освящении // ЯЕВ. 1894. Ч. неофиц. Стб. 278–280.

11. Грамота от 17 марта 1677 г. на построение теплой церкви Похвалы Богоматери Димитриевского прихода // ЯЕВ. 1894. Ч. неофиц. Стб. 280-282.

12. Грамота 1685 г. о пожаловании епитрахилью протопопа Успенского собора Иоанникия // ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 442. Л. 1 (подлинник).

13. Грамота 1687 г. о пожаловании епитрахилью священника Димитрия // ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 443. Л. 1 (подлинник).

14. Грамота 1668 г. архимандриту Спасского монастыря о служении божественной литургии на ковре, с рипидами и свечами // ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 416. Л. 1.

15. Грамота 1689 г. на построение церкви Сошествия Святого Духа // ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 249. Л. 1 об. См. также: ЯЕВ. 1873. Ч. неофиц. С. 388–389.

16. Две грамоты о благочинии церковном // ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 416. Л. 12 об.

17. Грамота 1690 г. в новоявленную Федоровскую слободу на построение церкви // ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 416. Л. 13.

18. Грамота на построение церкви Успения Богоматери Николо-Мельницкого прихода // Храмы Николо-Мельницкого прихода в Ярославле. С. 29.
 
Храмы, построенные в Ярославле во время управления митрополией Ионы Сысоевича

19. Теплая деревянная церковь св. митрополита Филиппа в Троицком приходе Тверицкой слободы. 1653.

20. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. 1654.

21. Летняя Троицкая церковь Борисоглебского прихода в Земляном городе. 1656.

22. Церковь Петра Митрополита. 1657.

23. Церковь Михаила Архангела. 1657–1680.

24. Деревянная церковь Похвалы Богоматери в Дмитриевском приходе. 1659.

25. Строительные работы в Успенском соборе. После 1659.

26. Колокольня с церковью Гурия, Самона и Авива Христорождественского прихода. 1650-е гг.

27. Воскресенская церковь. 1660.

28. Теплая деревянная Вознесенская церковь Предтеченского прихода. 1660.

29. Церковь Николы в Тропинской слободе. 1660.

30. Деревянная церковь Фрола и Лавра Пятнице-Туговского прихода. 1662.

31. Собор Афанасия и Кирилла Александрийских Афанасьевского монастыря. 1664.

32. Теплая каменная Вознесенская церковь Предтеченского прихода. 1665.

33. Церковь Николы Мокрого. 1665.

34. Летняя церковь Знамения Богоматери Варваринского прихода. 1668.

35. Николо-Мельницкая церковь. 1668.

36. Теплая Владимирская церковь Златоустовского прихода. 1669.

37. Теплая церковь Сретения Никитского прихода. 1670.

38. Летняя церковь Казанской Богоматери Космодемьянского прихода. 1671.

39. Летняя церковь Богоматери Шуйской прихода Димитрия Солунского. 1671–1673.

40. Церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе. 1671–1687.

41. Церковь Спаса на Городу. 1672.

42. Строительные работы и устройство приделов князей Василия и Константина и князя Владимира в Успенском соборе. 1674.

43. Летняя Троицкая церковь Власьевского прихода. 1673–1679.

44. Крестовоздвиженская церковь. 1675–1688.

45. Теплая церковь Алексея Митрополита Московского Афанасьевского монастыря. 1676.

46. Теплая церковь Похвалы Богоматери Димитриевского прихода. 1677 (есть митрополичья грамота, других сведений о строительстве нет).

47. Церковь Вознесения Господня. 1677.

48. Церковь Владимирской Богоматери. 1678.

49. Теплая церковь Тихвинской Богоматери Борисоглебского прихода. 1678.

50. Церковь Иоанна Богослова. 1679.

51. Домовая церковь Леонтия Ростовского при Митрополичьих палатах. 1680-е гг.

52. Теплая церковь Введения Богоматери Воскресенского прихода. 1680.

53. Митрополичьи палаты. Около 1682 г.

54. Церковь Федоровской Богоматери. 1683–1687.

55. Теплая церковь Успения Богоматери Николомельницкого прихода. 1683.

56. Церковь Всех святых. 1683–1689.

57. Церковь Ильинско-Тихоновская в Рубленом городе. 1684 (по другим сведениям – 1694).

58. Церковь Богоявления. 1684–1692.

59. Церковь Сретенья Господня. 1685.

60. Церковь Толгской Богоматери в Кремле. 1686.

61. Церковь Тихвинской Богоматери Николомокринского прихода. 1686.

62. Теплая церковь Космы и Дамиана Космодемьянского прихода. 1686.

63. Церковь Благовещения. 1688-1702.

64. Холодная церковь Рождества Христова Леонтьевского прихода. 1688.

65. Церковь Сошествия Святого Духа. 1688-1690.

66. Теплая церковь Николы на Пенье Федоровского прихода. 1689.

67. Церковь Пятницы на Всполье. 1689.

68. Теплая церковь Зосимы и Савватия Троицкого прихода в Тверицах. 1689–1693.

69. Церковь Иоанна Златоуста в Кремле. 1690.