Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.10.2007

Архитектурные особенности Благовещенского собора и его место в развитии русского зодчества XV века

Благовещенский собор - замечательный памятник русской архитектуры, один из лучших храмов конца XV - начала XVI в. Недооценка этого памятника в нашей науке - результат недостаточно глубокого изучения его архитектуры, включающей ряд более ранних фрагментов и позднейших наслоений.
        Московская архитектура второй половины XV в. - новый этап в развитии древнерусского зодчества. Переломным моментом в ее эволюции была середина 1470-х гг., он связан с катастрофой Успенского собора 1471 - 1474 гг. и приездом в Москву псковской артели мастеров и итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Псковичи сыграли важную роль в строительстве Москвы второй половины 70-х и 80-х гг. XV в. Благовещенский собор был последней и лучшей постройкой псковских зодчих в столице.
        Летописные известия о строительстве собора. Определяющая роль великокняжеского заказа в сложении его архитектуры. Влияние объемно-композиционных особенностей предшествующего здания. Вопрос о традициях и новаторстве.
        Типологическая основа собора (четырехстолпное и трехапсидное здание с повышенными подпружными арками и высоким подклетом) и ее москоское происхождение. Возвращение к хорам, связанное с назначением собора как домового храма при великокняжеском дворце. Новая форма завершения - трехглавие, обусловлена, с одной стороны, традиционными образцами владимиро-суздальского зодчества, с другой - непосредственными предшественниками в Москве (собор Богоявленского монастыря в Кремле, возможно, созданный теми же псковичами). Изначальность окружающих здание галерей - новая особенность московских храмов и ее происхождение.
        Оригинальный пропорциональный строй собора с его подчеркнутым вертикализмом всех форм. Пирамидальность завершения с килевидными закомарами и постановкой трех глав с высоким постаментом, обработанным кокошниками у среднего из барабанов. Развитие раннемосковской традиции завершающих элементов здания. Появление высоких алтарных апсид. Формирование нового образа дворцового храма, во многом опирающегося на предшествующий опыт московского зодчества (особенно Успенского собора в Звенигороде).
        Фасадное убранство собора, оказавшее большое влияние на дальнейшую эволюцию декора московского и общерусского зодчества. Аркатурно-колончатый пояс и его зависимость от владимирских традиций, а также непосредственно от соседнего Успенского собора. Перенесение этого пояса также на барабаны глав собора - первый пример подобного декора в Москве, ставшего затем одним из самых распространенных приемов в русской архитектуре. Своеобразие аркатурно-колончатого пояса ан барабанах (висячие арочки). Использование традиционного для храмов псковской артели керамического пояса из балясин на апсидах; его позднейшая замена белокаменным при реставрации собора Ф. Рихтером. Особенности кирпичного декора барабанов глав (поребрик, бегунец и нишки) в свете его происхождения.
        Незначительность псковских черт в архитектуре собора, обусловленная самой личностью заказчика. Выявление их в трактовке интерьера с его затесненностью и пластичностью масс, а также интерпретацией хор с внутристенной лестницей. Проблема итальянизмов, связанная с галереями и особенно порталами - северным и западным. Своеобразие порталов, время их возникновения и поиски аналогов.
        Благовещенский собор - ярчайший пример процесса сложения в конце XV в. на почве Москвы общерусского зодчества, вобравшего в себя различные региональные и "фряжские" черты и переработанного на основе московских традиций.