Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

20.10.2007

О посвящении ранних черниговских храмов

В качестве исторического источника архитектура выступает не только как технико-технологическое, функциональное и художественное единство. Печать времени несут и названия культовых сооружений, отражая предпочтения и установки общественного сознания определенных исторических периодов. Черниговские храмы XI - начала XII вв. - соборы Спасо-Преображенский, Успенский Елецкого монастыря и Борисоглебский - позволяют конкретизировать это положение.
     Каменные храмы занимали ключевые позиции в ансамбле города. Их постройка была заметным событием церковной и государственной жизни. Не случайно летописи с завидным постоянством отмечают постройку почти каждого каменного здания. На ранних этапах истории древнерусского зодчества значимость каменных сооружений была особенно заметной и потому, что они были большой редкостью, резко выделяясь на фоне сплошной деревянной застройки, и потому, что они занимали важнейшие позиции в социальной топографии города. В камне возводились, прежде всего городской собор, храм на княжеском дворе, монастырские соборы. Посвящение столь важных для города храмов невозможно отнести к разряду случайностей.
     Фактором чрезвычайной значимости в деле храмового строительства был социальный статус заказчика. Большая часть возведенных в этот период зданий принадлежит строительной инициативе князя. Его верховенство в государственных делах, активное участие в церковно-политической жизни, культурный кругозор и нравственный облик оказывали непосредственное воздействие на развитие зодчества, определяли многие существенные особенности отдельных зданий. Это относится и к названиям храмов.
     Древнерусские князья прекрасно сознавали внушительную "илу архитектуры, ее способность в концентрированном виде воплощать и утверждать идеи большой социально-культурной и религиозной значимости. Одновременно зодчество позволяло князю укрепить свой личный престиж, обрести прижизненнуюславу и посмертный почет. Недаром летописцы в похвальном слове князьям среди их главных деяний называют строительство каменных храмов. "Любовь ненасытна о зданьих" - черта, отмеченная летописцем у князя Рюрика Ростиславича - была присуща большинству крупных государственных деятелей домонгольской Руси.
     Древнейшая каменная постройка Чернигова - Спасо-Преоб-раженский собор - принадлежит начальному этапу отечественной архитектуры, времени распространения и закрепления в общественном сознании главных христианских ценностей, которые персонифицируются, прежде всего, в образах Христа и Богоматери. В этот период остро переживаются те стороны христианского учения, которые связаны с чаянием вечной жизни, преображением человеческого естества и воскресением. Новый, просветленный христианской истиной, человек обретает подлинную духовную полноту и вместе с ней сознание своего особого положения в сотворенном Богом мире. Благодатное, софийное начало, одухотворяющее и благоустраивающее все стороны жизни, переживается с невиданным эмоциональным подъемом, глубоко и благодарно. Лучше всего об этом свидетельствует пафос "Слова о законе и благодати" митрополита Илариона, Преображающая жизнь София-Премудрость становится объектом культа и как умозрительная субстанция, и в ее образных конкретизациях Христа и Богоматери. С полной определенностью об этом свидетельствуют посвящения большинства храмов конца X - середины XI вв. (Богородица Десятинная в Киеве, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийские соборы Киева, Новгорода и Полоцка). Даже храмы, построенные по обету, подтверждают эту тенденцию (ц. Спаса-Преображения в Василеве и ц. Богородицы в Тмутаракани).
     В дальнейшем, во второй половине XI-XII вв., наметившаяся тенденция закрепляется, прежде всего, в строительстве Богородичных храмов. Немалую роль в утверждении Богородичной темы сыграл авторитет Киево-Печерского монастыря и выдающиеся архитектурные качества Успенского собора, построенного в 1073-1077 гг. В этом контексте следует рассматривать посвящение Успению Богоматери и собора Елецкого монастыря. Тема Успения становится своего рода программой для городских соборов конца XI - начала XII вв. (Ростов, Суздаль, Смоленск) и для последующего строительства храмов такого назначения (Галич, Владимир Волынский, Рязань, Владимир на Клязьме, Ярославль). Градозащитную функцию посвящения Успенских храмов справедливо отмечал Д. С. Лихачев.
     Вторая половина XI - начало XII вв. - это время углубляющейся христианизации Руси. В общественной жизни заметно возрастает роль монашества, интенсивно развивается монастырское строительство. В роли инициаторов каменного строительства в монастырях выступают прежде всего князья. Монастырские потребности, частные по отношению к государственным, ставят перед архитектурой особые задачи, что находит отражение как в объемно-пространственном решении зданий, так и в их посвящении.
     В гораздо большей степени, чем на предыдущем этапе, христианская идея персонифицируется. Посвящение храма обнаруживает непосредственную зависимость от личности того или иного князя, который апеллирует не к общей идее, а к ее конкретному носителю, святому-покровителю личности или сословия, которому личность принадлежит. Доминирует посвящение св. воинам, небесным патронам заказчиков. Своими названиями храмы этого времени акцентируют идею воинской доблести, подчеркивают активное победоносное начало в христианстве. Показательно посвящение многих храмов Михаилу Архангелу.
     В XII веке образ св. воина осмысливается глубже и своеобразнее. В его лике словно проступают черты страдальца за правду, кроткого и смиренного. Тема мученика в посвящении, храмов получает своего рода санкцию после канонизации Бориса и Глеба и постройки посвященного им храма-мавзолея в Вышгороде (1115 г.). В каменном строительстве первой половины- середины XII века Борисоглебская тема выделяется как сознательно утверждаемое явление. Патрональная идея получает в княжеском строительстве новый содержательный оттенок, связанный с ее укоренением в русской истории, в ней явственно проступает национальная окраска.
     Вслед за вышгородским храмом в 1117 г. Владимир Мономах заложил Летскую божницу на месте убийства князя Бориса. До 1123 г. Давид Святославич возводит Борисоглебский собор в Чернигове. Одноименный храм строится в Рязани. В дальнейшем храмы в честь князей-мучеников закладываются в Смоленске, Полоцке, Новгороде, Киеве, Кидекше, Новогрудке, Гродно.
     Итак, рассмотрев посвящения наиболее древних храмов, мы приходим к выводу, что освоение христианства Русью носило последовательный характер и было тесно связано с конкретно-историческими потребностями древнерусского общества, которые своеобразно преломлялись в княжеском заказе и посвящении каменных храмов. Посвящения древнейших соборов Чернигова наглядно отражают этот процесс.