Книга об архитекторе, предлагаемая читателю, необычна. Она содержит в себе размышления, впечатления, воспоминания и историко-архитектурный анализ. Интерес к ней вызывается, прежде всего, личностью автора -- яркой и многогранной. Феликс Новиков, один из выдающихся московских зодчих, автор многих жилых и общественных зданий в Москве, в других городах бывшего СССР, советского посольства в Мавритании. Его проекты и постройки отличаются яркой образностью, органичной связью со своим местоположением. Творческую работу он сочетает с научной, критической, литературно-публицистической и общественной деятельностью.
Автор удостоен звания "Народный архитектор СССР", Государственных премий СССР и РСФСР. Он инициатор проведения ежегодных российских фестивалей "Зодчество" (с 2001 года они стали международными). За эту идею и многолетний вклад в архитектуру России он в 2002 году награжден высшей премией фестиваля -- "Хрустальный Дедал".
Совмещение творческой и анализирующей -- подчас автоанализирующей -- личности автора характеризует книгу "Зодчие и зодчество". Она одновременно бесспорно научна (достаточно указать на капитальную статью "Зодчие XX века" или на историю города Рочестера и его архитектуры; убедительны многие его оценки и характеристики) и опирается на обширные знания, но в то же время весьма и откровенно субъективна и не претендует на изложение истины "в последней дистанции". Присутствие автора чувствуется на каждой странице, и вообще -- большая часть статей написана от первого лица.
Свидетельства и мнения Феликса Новикова вдвойне интересны, поскольку на долю его поколения выпало много трудностей и проблем: экономических, политических, бытовых, личных и, что особенно важно для читателя этой книги, профессиональных. В первые годы его работы в знаменитом Моспроекте произошел резкий перелом в творческой, как было принято говорить в те годы, направленности советской архитектуры, переход к утилитаризму, упрощенчеству, унификации и бездуховности. Но уже Дворец пионеров показал новые пути к повышению выразительности, живописности архитектуры, не выходя за пределы новой стилистики. И в книге отражен собственный жизненный и профессиональный опыт автора. Автор с уважением пишет о своих друзьях и соавторах, которым он посвятил эту книгу.
Не со всеми суждениями автора можно согласиться. Но мне кажется, что он подчас сознательно обостряет оценки, стремясь вызвать дискуссию по поводу проблем и объектов, которые его занимают. И нынешней архитектурной молодежи книга тоже будет интересна.
Изменив место и образ жизни, Феликс Новиков остался верен профессии, его по-прежнему интересует судьба российского зодчества, но в то же время он внимательно изучает работы американских и европейских мастеров, архитекторов, работающих в других регионах мира, тонко анализирует их творчество.
Первое издание книги вышло в США и было представлено автором в Москве в октябре 2002 года. Готовя московское издание при содействии Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук, автор совместно с издательством внес коррективы в текст и иллюстрации.
Авторскому языку Феликса Новикова, как и в жизни, свойственна ирония, а то и самоирония -- иронично начинается уже вступительное эссе "Призвание архитектора". И эта интонация вызывает доверие к автору.
Я верю в успех этой книги. Она будет интересна не только зодчему, но и каждому, кто любит архитектуру.
|