Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.01.2006

Леонтий Бенуа и петербургская школа художников-архитекторов (Введение)

Леонтий Николаевич Бенуа (1856–1928) еще при жизни заслужил прочный авторитет замечательного мастера архитектурной композиции и выдающегося педагога, подготовившего к самостоятельной работе десятки высокопрофессиональных зодчих. Воспитанник петербургской Академии художеств, Леонтий Бенуа стал со временем признанным лидером академической архитектурной школы. Его учебная мастерская наряду с мастерской И. Е. Репина была в Высшем художественном училище при Академии самой многочисленной. Как архитектор Л. Н. Бенуа больше всего работал в Петербурге, где по его проектам или при его участии было возведено около сорока сооружений различных типов и назначения. Среди них прежде всего следует упомянуть Великокняжескую усыпальницу в Петропавловской крепости, комплексы Певческой капеллы на Мойке и Института акушерства и гинекологии на стрелке Васильевского острова, здания Государственной типографии на Петроградской стороне, церковь Нотр-Дам де Франс в Ковенском переулке, крупные жилые дома на Каменноостровском проспекте и Кронверкской улице. На Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова) в соответствии с замыслом Л. Н. Бенуа был построен выставочный корпус Академии художеств, в настоящее время входящий в состав Государственного Русского музея; ныне его справедливо называют «корпусом Бенуа».

Л. Н. Бенуа также разрабатывал проекты, предназначавшиеся и для других городов и регионов Российской империи. Не все его творческие замыслы удалось реализовать, но достаточно полное представление о них могут дать сохранившиеся проектные чертежи, эскизы и рисунки, свидетельствующие о высоком композиционном и графическом мастерстве их автора.

Необычайно энергичный и жизнелюбивый, Л. Н. Бенуа проявлял большой интерес к самым разным проблемам своего времени, подчас даже не связанным непосредственно с профессиональной деятельностью мастера. Но, разумеется, главным для него было зодчество с массой тех специфических задач и вопросов, которые постоянно ставила перед строителями динамично развивавшаяся жизнь конца XIX и начала XX века. Вот почему Леонтий Бенуа предстает перед нами в самых разных, но взаимосвязанных ипостасях — как автор проектов и рисовальщик, градостроитель и общественный деятель, педагог и воспитатель новых талантов.

Под его непосредственным руководством сформировались как крупные мастера архитектуры Ф. И. Лидваль и О. Р. Мунц, А. В. Щусев и В. А. Покровский, И. А. Фомин и В. А. Щуко, Н. В. Васильев и Н. Е. Лансере, М. С. Лялевич и М. М. Перетяткович, Л. В. Руднев и Н. А. Троцкий, а также многие другие специалисты в области строительного искусства, сумевшие внести заметный вклад в развитие русского дореволюционного и советского зодчества. Для воспитанников Л. Н. Бенуа пример их учителя всегда оставался образцом самоотверженного и беззаветного служения их общему делу.

Символично, что юбилеи Л. Н. Бенуа (150 лет со дня рождения) и воспитавшей его Академии художеств (250 лет со дня основания) почти совпали — они пришлись соответственно на 2006 и 2007 годы. Это обстоятельство, как нам кажется, может служить дополнительным аргументом в пользу совмещения двух крепко связанных друг с другом тем в одной книге, что и отражено в ее названии.

Л. Н. Бенуа был членом семьи художников, вклад которой в развитие русской и европейской культуры трудно переоценить. Но если о нескольких представителях семьи Бенуа, в том числе и о родоначальнике этой художественной династии — архитекторе Николае Леонтьевиче Бенуа, написаны книги и диссертации, то литература, посвященная Л. Н. Бенуа, вплоть до последнего вре-мени оставалась до обидного скупой. Лишь в 2003 году издательство «Белое и Черное» выпустило в свет написанную нами первую монографию о мастере (1); она и послужила основой для настоящей книги.

Наследие, оставленное Леонтием Николаевичем, велико и значительно. В него входят не только здания, построенные по проектам зодчего, но и архитектурная графика, сохранившаяся в музеях и частных собраниях, и статьи, опубликованные в дореволюционных журналах, и разнообразные рукописи — от дневников и писем коллегам до служебных документов, хранящихся в семейных и государственных архивах. Это обилие документальных источников в известной степени облегчает задачу автора, взявшегося за написание книги о Л. Н. Бенуа. Архив Леонтия Николаевича содержался им в примерном порядке: эскизы и проектные чертежи, как правило, имеют точную датировку, записи разного содержания (нередко дублирующие друг друга) обстоятельны, подробны. Л. Н. Бенуа имел склонность к самокритике: его суждения о собственных работах по-настоящему критичны, он не прощал себе ошибок и недочетов. Большой интерес представляют содержащиеся в его записях подробности об истории той или иной работы, о тех стадиях или этапах, через которые проходила разработка проектных замыслов.

Самое большое по объему собрание документальных материалов о Л. Н. Бенуа, включающее как графику, так и тексты, хранится в рукописном отделе Российской национальной библиотеки (фонд 63); в свое время документы, составляющие этот фонд, были подарены библиотеке дочерью Л. Н. Бенуа Екатериной Леонтьевной. Научно-библиографический архив Российской Академии художеств хранит многие рукописи Леонтия Николаевича и коллекцию собранных им газетных вырезок с более или менее полными описаниями его построек; эти последние представляют особый интерес, поскольку позволяют воссоздать общественную атмосферу тех лет, когда возводились спроектированные Л. Н. Бенуа здания.

Весьма интересно собрание петергофского Музея семьи Бенуа. В частности, в него входят рисунки и акварели, датированные еще годами, пришедшимися на детство и отрочество будущего архитектора.

Графическое наследие архитектора хорошо представлено в собраниях Научно-исследовательского музея Академии художеств и Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева. Кроме того, проектные материалы Л. Н. Бенуа находятся в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга и входят в состав различных архивных фондов.

Конечно, использовать упомянутые графические материалы для иллюстрирования книги о Л. Н. Бенуа было бы в высшей степени полезно и интересно для читателей. К сожалению, сделать это в должной мере не удалось по техническим и другим, случайным, причинам. В данном издании для иллюстраций по необходимости использована только черно-белая техника печати, что, разумеется, не дает возможности составить полное представление об оригиналах, исполненных в цвете.

В книге, предлагаемой вниманию читателей, поставлена задача нарисовать максимально объективный, но при этом и достаточно компактный портрет мастера, охарактеризовать различные грани его богатой творческой натуры. Свою задачу мы видели также в том, чтобы более или менее обстоятельно познакомить читателя с богатой традициями школой, оказавшейся столь тесно связанной с жизнью знаменитого архитектора.

Разумеется, и раньше, до публикации упомянутой выше монографии, в печати появлялись сведения о Л. Н. Бенуа и его произведениях. Первая довольно большая статья, в которой была дана обобщенная характеристика вклада мастера в развитие современного ему зодчества и архитектурной школы, принадлежит О. Р. Мунцу — одному из любимых учеников Леонтия Николаевича. Под заголовком «Архитектор, художник, строитель и педагог» эта статья была опубликована в 1938 году (2), когда отмечалось десятилетие со дня смерти Л. Н. Бенуа. Позднее к исследованию творчества мастера обратилась В. Л. Ружже. Ею в 1956 году была подготовлена выставка работ Л. Н. Бенуа (3), а годом раньше опубликована статья о его градостроительных взглядах (4).

Следующая журнальная публикация о творческой деятельности Л. Н. Бенуа датирована 1979 годом: в этом году журнал «Строительство и архитектура Ленинграда» напечатал статью, авторами которой были В. Г. Лисовский и Л. А. Юдина (5).

Значительный интерес для всех, кто увлекается историей отечественной архитектуры, представили автобиографические «Записки о моей деятельности» Л. Н. Бенуа, публикацию которых в историко-краеведческом сборнике «Невский архив» (1993) подготовил В. А. Фролов (6). Он же явился автором очерка о Л. Н. Бенуа, включенного в изданную в 1998 году «Лениздатом» книгу «Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века» (7).

Заметной вехой в развитии исследований о художниках семьи Бенуа стал 1994 год, когда в связи с 200-летием обоснования этой семьи в России состоялась конференция с соответствующей программой. Леонтию Бенуа были посвящены опубликованные позже сообщения, сделанные на конференции В. Л. Ружже 8, В. Г. Лисовским (9) и В. А. Фроловым (10).

Очень интересные выдержки из воспоминаний Леонтия Николаевича, касающиеся его впечатлений, вынесенных из зарубежных путешествий, В. А. и М. В. Фроловы опубликовали в своем докладе на другой конференции «Петербуржец путешествует», состоявшейся в 1999 году; этот доклад был включен в сборник увидевший свет спустя два года (11).

Различные фактические данные, а также суждения авторов, содержащиеся в перечисленных выше публикациях, в той или иной степени учтены как в предыдущей, так и в настоящей книге. Кроме того, следует подчеркнуть, что значительную ценность представляют посвященные Л. Н. Бенуа страницы воспоминаний его брата Александра Николаевича, публиковавшихся и за границей, и в нашей стране (12). Во многом благодаря этим воспоминаниям мы можем составить живое представление о Л. Н. Бенуа как человеке и семьянине.

Летом 2006 года, к юбилею Леонтия Николаевича, интересную выставку организовал в Петергофе Музей семьи Бенуа. На ней, помимо материалов из собрания самого музея, были показаны также и некоторые исторические документы из коллекций, принадлежащих потомкам архитектора. Выставка сопровождалась изданием небольшого, но тоже весьма интересного каталога, включившего цветные репродукции некоторых из экспонированных рисунков и чертежей.

Нельзя назвать особенно обширной литературу об Академии художеств. Важными источниками фактических сведений из ее истории служат, прежде всего, сборники документальных материалов, опубликованные до революции П. Н. Петровым и С. Н. Кондаковым. Понять особенности ситуации, в которой в разное время оказывалась Академия художеств, помогают ценные исторические свидетельства тесно связанных с ней деятелей — таких, например, как президент А. Н. Оленин или профессор Ф. И. Иордан. В XIX и начале XX века регулярно публиковались официальные «Отчеты» Академии и сборники документов, проливающие свет на различные стороны академической жизни. Сведения, почерпнутые из перечисленных изданий (их названия включены в список литературы, помещенный в конце книги), без специальных ссылок приведены в первой главе, где кратко излагается ранняя история Академии художеств. На те же источники опирались авторы нескольких научно-популярных книг об Академии художеств, изданных уже в годы советской власти (13). Автором настоящей работы также были написаны три сравнительно небольшие книжки, содержащие краткое изложение истории Академии за все время ее существования (14).

К деятельности Академии художеств в области архитектуры ее историки, как это ни странно, в прошлом проявляли лишь минимальное внимание. Отсутствие специального труда об академической архитектурной школе ни в коей мере не может восполнить небольшая брошюра, написанная автором настоящей книги к 225-летию Академии (15). Автор посвятил изучению истории петербургской школы художников-архитекторов много лет. Благодаря ознакомлению с большим количеством архивных документов, свидетельствами современников, учебными работами воспитанников удалось, как хотелось бы надеяться, составить достаточно справедливое представление о специфике школы, выявить суть тех творческих и педагогических принципов, которые были положены в основу ее деятельности. Некоторые результаты этих исследований вошли в данную книгу.

Автор сердечно благодарит всех коллег, способствовавших выходу в свет этого труда, и, прежде всего Владимира Александровича Фролова, предоставившего для использования в качестве иллюстраций некоторые фотографии из семейного архива Бенуа–Фроловых.

Л. Н. Бенуа учился профессии архитектора, а затем проектировал, строил и передавал свой опыт ученикам в необычайно сложное, но и очень интересное время, пришедшееся на последние десятилетия XIX и первую четверть XX века. Это было время противостояния и борьбы различных художественных концепций и группировок, время напряженных поисков идеала и разочарований в нем, время острых социальных столкновений, крушения вековых устоев и рождения новых надежд. Понять и почувствовать особенности этой эпохи непросто. До сих пор ее нельзя считать изученной полностью (это утверждение справедливо, прежде всего, в отношении как раз архитектуры рубежа XIX и XX столетий). Именно поэтому рассказ об основных вехах биографии Л. Н. Бенуа, о его семье и людях, его окружавших, ведется на фоне общих сведений о времени, сквозь которое прошел творческий путь мастера, о характерных для искусства этого времени стилистических исканиях, самым непосредственным образом повлиявших, конечно, также и на работу академической архитектурной школы.

 

Примечания

(1) Лисовский В. Г. Леонтий Бенуа. СПб., 2003.

(2) Мунц О. Р. Архитектор, художник, строитель и педагог // Архитектура Ленинграда, 1938. № 3. С. 60–70.

(3) Л. Н. Бенуа : Каталог выставки / Сост. В. Л. Ружже. Л., 1956.

(4) Ружже В. Л. Градостроительные взгляды Л. Н. Бенуа // Архитектурное наследство. 1955. № 7. С. 67–86.

(5) Лисовский В. Г., Юдина Л. А. Замечательный зодчий и педагог // Строительство и архитектура Ленинграда. 1979. № 2. С. 35–38.

(6) Бенуа Л. Н. Записки о моей деятельности / Публикация В. А. Фролова // Невский архив. СПб., 1993. С. 7–64.

(7) Фролов В. А. Леонтий Бенуа // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / Сост. В. Г. Исаченко. СПб., 1998. С. 537–561.

(8) Ружже В. Л. Взгляд в будущее Петербурга (градостроительная концепция Л. Н. Бенуа) // Краеведческие записки. Вып. 3 / Сост. В. А. Фролов. СПб., 1995. С. 110–118.

(9) Лисовский В. Г. Л. Н. Бенуа — педагог // Там же. С. 119–124.

(10) Фролов В. А. Художник-мозаичист В. А. Фролов и семья архитектора Л. Н. Бенуа // Там же. С. 157–162.

(11) Фролов В. А., Фролова М. В. Влияние французской архитектуры на творчество Л. Н. Бенуа // Труды ГМИ Санкт-Петербурга. Вып. 6. СПб., 2001. С. 42–66.

(12) Бенуа Александр. Мои воспоминания. Кн. 1–5. М., 1993.

(13) Беккер И. И., Бродский И. А., Исаков С. К. Академия художеств. Исторический очерк. Л.; М., 1940; Савинов А. Н. Академия художеств. М.; Л., 1948; Зотов А. И. Академия художеств СССР. Краткий очерк. М., 1960.

(14) Лисовский В. Г. Академия художеств. Л., 1972; Лисовский В. Г. Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк. Л., 1982; Лисовский В. Г. Академия художеств. СПб., 1997.

(15) Лисовский В. Г. Архитектурная школа Академии художеств. Л., 1981.