|
Предлагается обратиться к осмыслению актуальных приоритетов образного наполнения пространств жизнедеятельности на пути к новой художественной теории средоформирования. В аспекте эмоциональной активации городского окружения может быть полезной идея трансформационного «художественного элемента» архитектурной среды, истоки которой обнаруживаются в творчестве художников ХХ-ХХI веков: К. Малевича, И. Кабакова, Ф. Инфанте, О. Эллиассона. Показательно внедрение различных художественных элементов (кодов) в архитектурную практику в оптике ключевых тем профессионального творчества. Актуальный архитектурно-средовой дискурс представлен по ряду укрупненных направлений, к которым обращаются архитекторы, что формирует шесть ключевых концептуальных блоков: концепция «история»; концепция «инновации»; концепция «ощущение»; концепция «структура»; концепция «искусство»; концепция «интеграция». Архитектурно-художественное проектирование уже сегодня ярко реализовано в работах П. Цумтора, Ж. Нувеля, Ж. Херцога и П. де Мерона, С. Холла. Сегодняшние приоритеты художественного формирования определяют среду как систему многомерных связей, форму реализации опыта сознания, место творческого эксперимента (автора или пользователя-адресата), образ памяти, как «живую» реальность. Авторская концепция рассматривает «художественные элементы» среды на основе специфики их архитектурных проявлений: «художественный мотив», «художественный архив», «художественный след», «художественный генератор», «художественный проводник», «художественный медиум», «художественный активатор», «художественный гибрид».
(Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных научных исследований Российской академии архитектуры и строительных наук и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2025 год)
|