|
Конец века Просвещения в Европе, а именно 1789 год — начало Великой французской революции. Крах просвещённого абсолютизма, как и веры в абсолютные ценности, создает время возможностей. Происходит ревизия национальной истории, а личность осознает себя частью этого исторического процесса. «Чувство своего времени», уникальности и, как следствие, неповторимости прошлого, его равенство. Происходит определенное опространствливание времени. Все эти настроения и разочарованность результатами революции (вылившейся в террор) и в целом законами разума рождает романтизм — движение, которое имело влияние на всю эстетику XIX века. Именно это время можно назвать рождением эстетики, порывающей с принципом подражания. Теория архитектуры перенимает идеи романтизма о победе свободной личности-творца над «сословностью» и иерархией, присущей классицизму. Нормативность классицизма, основанная на подражании древним, канонизирует системы форм (ордер), соблюдение которых обязательно для того, чтобы архитектура считалась изящным искусством. Абсолютизация античности придает вневременной и всечеловеческий характер правилам, к выработке которых стремится классицизм. В эклектике, которой во многом соответствует романтизм, этот непреходящий образец плюрализируется, что вызывает конкуренцию «стилей». Можно отметить актуальность именно романтизма, с которого начинается современность.
|