|
Погружение, начиная с «Перестройки» 80-х годов XX века, в «западное» мировоззрение и архитектурные тенденции многополярного плюрализма, сочетающего в себе множество разнонаправленных устремлений, а потом и перенасыщение идеями капитализма, постмодернизма, «спекулятивного реализма», увлечения «экологической повесткой», «вненаучной фантастикой», с одной стороны, и Возрождение Православия и других традиционных религий с другой стороны, выкристаллизовало в России с середины 2010-х годов и ещё более явно - после весны 2022 года запрос на традиционные ценности российского общества, что неминуемо возвращает к основам, в том числе духовным и нравственным. В архитектуре это проявилось в стремлении к ясным центричным композициям (космос, спутники, Cолнце с лучами и тд.), в планировочных и объёмно-пространственных решениях студенческих работ, а также, например, в парках (парк «Краснодар», арх. И. Марков); возврат арочных проёмов и «нетварного» золотого света «Златоглавой столицы» в общественной архитектуре, например, в многофункциональном комплексе с реконструкцией у библиотеки им. Некрасова на Тверском бульваре (2022), в отделке фасадов «Дома с золотой аркой» в Зиларте (арх. Цимайло, Ляшенко и партнёры, 2020-2023) и в подсвечивании интерьеров «Тессинского» дома через блестящие оконные откосы лучами, «отражёнными» в главах церквей по одноимённому переулку в квартале на Серебрянической набережной (арх. С. Скуратова, 2023). Таким образом, можно наблюдать, как идеи «русского космизма», возносящие российского человека над материальным в мир «прави», духовный, справедливый и космический, находят отражение в современной нам архитектуре, призванной помогать людям становиться лучше.
|