|
В этом году отмечается 90-летие Московского метрополитена. Не смотря на объём публикаций об архитектуре метро, всё же этот вопрос описан лишь в общих чертах. Привычное разграничение периодов (до 1955, 1955-1959, 1961 и далее) скорее отрицательно сказывается на понимании непрерывных процессов в проектировании и поиске облика метро. Почти полностью упущен из виду сложный диалог цитат исторических стилей и формирования образа современности в 1950-е – 1960-е гг., который, с нашей точки, зрения стоит рассматривать в целостности, скорее как диалог перерастающий в синтез.
Примером одной из сторон такого диалога может служить обращение к приёмам уплощённой мраморной орнаментации. Применительно к отечественной архитектуре явление такой орнаментации как непреходящего приёма изучено сравнительно мало, хотя такая орнаментация присутствует в проектах и сооружениях 1930-х гг., и в конце 1950-х – 1960-е гг., в 1990-е гг., и в современных жилых зданиях. Тогда второй стороной диалога становится модернистский приём металлических тяг, апеллирующий непосредственно к образам современности. Цитирование архитектуры Возрождения в проектах метро начала 1950-х гг. кажется закономерным, но эта практика, как обращение к полосатой орнаментации, продолжается и в середине 1950-х гг., и даже в 1960-х гг. Причём в некоторых случаях это сочетание выполнено даже в оригинальном сочетании белого и тёмно-зелёного мрамора («Алексеевская» (1959), «Академическая» (1962), «Лубянка» (второй выход, 1968)).
|