| Евгений Иванович Киреев был главным архитектором Калужской области с начала 1961 по 1999 год. Охватив почти полвека, будучи в своей должности, – целая эпоха – он создал современный облик и образ Калуги, а также архитектурно-градостроительный и культурный ландшафт всей области. В творчестве Е.И. Киреева ярко проявилось время, современность на каждом историческом этапе, и в том числе метаморфозы в отечественной и мировой архитектуре на рубеже 1950-х – 1960-х годов и в целом во второй половине ХХ века. Плавность перехода двух крупных эпох – модернизма и постмодернизма – хорошо просматривается как в ранних градостроительных работах мастера, так и в проектах отдельных знаковых зданий, и архитектуре различных памятников, над которыми также много работал Е.И. Киреев. Его проекты пронизаны бережным отношением к истории, природному ландшафту и духу места, обращению к традиции как таковой в архитектуре, тонкой контекстуальностью к существующей историко-архитектурной среде и городской ткани, игрой «строго», исторического, и нового и сохранением исторического архитектурного и градостроительного наследия, что является гранями новой эпохи постмодерна, постепенно пришедшей на смену модернизму с его радикальностью и беспощадностью по отношению к традиции и истории. (Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных научных исследований Российской академии архитектуры и строительных наук и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2025 год) Гладышева Маргарита Викторовна (доцент МГУ им. Н.П. Огарева, аспирант ННГАСУ) Иммерсия как средство формирования уникальной архитектурной среды Иммерсия в архитектуре превращает статичные объекты в динамичные сцены, где виртуальное и физическое пространство сливаются, а пользователь становится активным участником среды. Цель работы ̶ разработать теоретико-методологические основы переноса театральных подходов в дизайн общественных пространств и выявить механизмы создания сценографических сред, способных вызывать эмоциональный отклик через принцип театральности. Проведен анализ зарубежных и отечественных иммерсивных театральных проектов для выявления приемов интеграции мультимедиа, VR/AR и звуко-световых технологий. Среди примеров ̶ декорации Cirque du Soleil с синхронным управлением видео-проекциями и AR-приложениями, проект Sleep No More с 360° оформлением, динамическим освещением и персонализированными маршрутами зрителей. В отечественных VR-постановках Гоголь-центра виртуальная реальность и 3D-аудиотрекинг расширяют физическую рампу. Адаптация этих приемов предполагает создание многосенсорных фасадов и интерактивных холлов: проекционные поверхности с LED-подсветкой, AR-маршруты, VR-станции, звуко-световые панели и датчики движения. Такой подход трансформирует принципы иммерсивного театрального дизайна в архитектуру общественных пространств, усиливающих сенсорное вовлечение. Перспективно развитие гибридных культурных экосистем, где здания станут эволюционирующими декорациями, реагирующими на технологические сценарии. |