Ключом к пониманию садового искусства Китая является концепция «смыслового горизонта», или ицзин. Это то, что роднит парки с произведениями живописи и поэзии, и ставит парковую архитектуру в один ряд с другими видами искусства в Китае.
«Смысловой горизонт» – это поле смыслов, цитат и отсылок на классические произведения поэзии, живописи и философии, которые либо прямо присутствуют в парковых постройках в виде надписей, либо косвенно воплощены в парковых композициях. Понимание «смыслового горизонта» позволяет считывать изначальный замысел устроителей сада, как бы расширяет видимые формы и пространство, предоставляет более глубокий ассоциативный ряд для интерпретации внешних ландшафтов.
В качестве иллюстрации применения концепции «смысловой горизонт» выбран один из самых знаменитых садов Сучжоу – сад Рыболова, или Ваншиюань. Это одновременно и один из самых небольших садов города, его площадь составляет около 470 квадратных метров. Главный посыл заложенного в концепцию сада смысла – скромность и уединение. Первоначальная идея Сада Рыболова – это «уединение во время ловли рыбы». Названия живописных мест в парке, различные каллиграфические надписи по большей части связаны с рыбалкой, земледелием, рубкой дров и чтением, и перекликаются с настроением владельца сада, усиливая проектный замысел.
Понимание «смыслового горизонта» китайских парков малодоступно для современных посетителей садов, так как уровень их погружения в традиционную китайскую культуру сильно уступает аристократам династии Цин. А потому и строительство новых садов в китайском духе неизбежно сталкивается с трудностями, так как и среди практикующих архитекторов специалистов, способных считать и заложить нужный уровень глубины «смыслового горизонта» крайне мало, в связи с чем современное парковое строительство в Китае нередко сводится к воспроизводству ряда известных композиционных приемов, то есть ведется довольно формально.
|