В докладе представлены результаты историко-архитектурных и натурных исследований комплекса сочинского морского вокзала. История его создания связана с восстановительными работами в Сочи после Великой Отечественной войны. В 1947 г. было возобновлено строительство порта и организовано Строительное управление № 1 Главморстроя Министерства морского флота СССР. К концу 1950 г. под руководством академика архитектуры К.С. Алабяна при участии Л.Б. Карлика был разработан технический проект морского пассажирского вокзала. Комплексу, состоящему из собственно здания вокзала в три этажа, двухэтажной эстакады южного мола, выходящего пирсом в море, и летнего павильона пригородного сообщения, отводилась роль «парадного въезда со стороны моря в крупнейший курорт». Строительные работы велись с февраля 1951 по сентябрь 1954 г. под авторским надзором К.С. Алабяна силами Стройуправления № 1 Главморстроя. К ноябрю 1955 г. объект был завершен, а 15 декабря того же года приказом начальника Сочинского морского порта вокзал введён в эксплуатацию.
Архитектурно-художественное решение ансамбля отличается синтезом искусств: архитектуры, монументальной скульптуры, настенной живописи, декоративно-прикладного искусства (деревянного декора, латунных изделий осветительных приборов). Авторство аллегорических скульптурных групп трехъярусной башни принадлежит скульптору В.И. Ингалу и группе его учеников — выпускников Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной. Помимо аллегорических скульптур объем трехъярусной башни декорирован горельефами растительной тематики, лепными фризами, розетками. Декоративный комплекс башни довершает верхний ярус со стеклянным полихромным витражом и шпиль, облицованный пластинами из нержавеющей стали и увенчанный пятиконечной звездой — символом Победы в Великой Отечественной войне.
|