В XVII в. Нижний Новгород стал крупным художественным центром. Начало непрерывному интенсивному каменному строительству здесь положил царь Михаил Федорович, заказавший шатровый Михайло-Архангельский собор (1628–1631) в кремле. Художественный язык этого памятника, а также ансамбля нижегородского Вознесенского Печерского монастыря (1630–1640-е), соединившись с московским типом бесстолпного храма, повлиял на формирование архитектурной школы на посаде Нижнего Новгорода, где с середины столетия местное купечество начало возводить каменные храмы. Первым храмом этой школы является церковь Жен Мироносиц на Почайне (1649), ставшая образцом для последующих храмов посада. Всего в настоящее время сохранилось только три памятника этой архитектурной традиции. Еще один из них — церковь Илии Пророка, построенная в 1655–1656 гг. Облик этого памятника был сильно искажен в XIX–XX вв. Старые фото позволяют представить первоначальный облик церкви и выявить её архитектурные особенности, среди которых: монументальный, тяжеловатый образ, кокошники, имитирующие закомары своей правильной полукруглой формой и глубокой профилировкой, членение фасадов лопатками на равные прясла (прослеживается на восточном фасаде). Эти особенности восходят к церкви Жен Мироносиц. В то же время Ильинская церковь упрощена по сравнению со своей предшественницей: исчез подклет, вместо трёх абсид — одна. На старых изображениях Ильинская церковь предстаёт одноглавой, но, видимо, эта глава не первоначальная, и храм мог иметь пятиглавие, аналогичное двум другим сохранившимся церквям этой школы. Необычно устройство колокольни церкви Илии Пророка, вероятно, восходящей к колокольне собора Вознесенского Печерского монастыря. Итак, церковь Илии Пророка является важным памятником архитектуры посада Нижнего Новгорода. Она представляет собой вариацию композиции и образа церкви Жен Мироносиц и повлияла на ряд последующих церквей этой архитектурной традиции.
|