Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.06.2025

Готические формы в архитектуре православных храмов Кипра (XIV–XVIII века)

Средневековые православные храмы, исполненные в готических формах — не такая редкость, как может показаться на первый взгляд. Подобные гибриды возникали почти повсеместно в регионах, где западная средневековая цивилизация сталкивалась с восточно-христианской: Великом княжестве Литовском, Королевстве Венгерском, на Балканах и в Средиземноморье. Глубоко изучены греческо-венецианские пересечения в культуре Крита.

В докладе предлагается обратить внимание на ряд средневековых памятников Кипра, образующих своеобразную линию развития «православной готики». Так, постройки эпохи Лузиньянов (напр., ц. св. Георгия в Фамагусте, XIV в.) полностью принадлежат западной традиции. Они возводились французскими зодчими, возможно, при участии испанских мастеров, на что указывают особенности их архитектуры. В период венецианского владычества на Кипре строятся купольные базилики, возможно, вдохновленные храмами Мистры, но с более широким использованием готических элементов (напр., кафоликон монастыря св. Мамаса в Морфу, первая пол. XVI в. и др.). В этот же период на Кипре складывается уникальный тип высокого резного иконостаса, обильно уснащенного готическим и ренессансным декором и увенчанного масштабным Распятием, в точности копирующем венецианские триумфальные кресты. Позднее этот тип алтарной преграды будет подхвачен критскими мастерами и распространится по всему Средиземноморью и Балканам. Удивительным образом тип базиликального храма, перекрытого готическими сводами, возродился на Кипре в XVIII в. Это обстоятельство способствовало быстрому принятию и широкому распространению неоготики в православном зодчестве Кипра XIX – начала XX вв.